ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс (франц. Renaissance,
итал. Rinascimento), в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха,
переходная от ср.-век. культуры к культуре нового времени (приблизит, хронологич.
границы В.: в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.). Наиболее
отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, - светский
характер, гу манистич. мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к
античному культурному наследию, как бы "возрождение" его [отсюда и назв.
"В."; этот термин, встречающийся уже у итал. гуманистов, напр, в "Жизнеописаниях"
(1550) итал. художника и историка искусств Дж. Вазари, утвердился
в науке с 18 в.].


Предшественницей культуры В., носившей
гор. характер, была ср.-век. гор. культура; она уже задолго до В. несла
в себе мн. тенденции, к-рые смогли получить полное развитие только в новую
ист. эпоху. В рамках ср.-век. феод, культуры известны периоды подъёма иск-ва
и науки, иногда связанные с интересом к античности (напр., "Каролингское
возрождение");
появлялись элементы гуманистич. этики, реализма в искусстве.
В отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким
явилось В., был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в
европ. об-ве 14-16 вв. Он отвечал новым обществ, потребностям. Культура
В. возникла в эпоху, когда старые феод, отношения разлагались, в наиболее
экономически развитых странах и р-нах Европы (прежде всего в городах Сев.
и Ср. Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистич. отношений
и из ср.-век. сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии.
В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась
человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности
предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.
Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной
связанности, церк.-аскетич. морали, ср.-век. традиций. Он начинает по-иному
видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетич. вкусы,
отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового
мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения
- гор. интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы, художники,
- представители тех отраслей знания, к-рые, имея своим объектом человека
и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись "схоластическому"
изучению "божественного" (studia divina). Отвюда их наименование - гуманисты
(от лат. homo - человек, humanus - человеческий), а нового мировоззрения
- гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католич. церкви над деятельностью
человека и его образом мысли. Были подвергнуты критич. пересмотру сковывавшие
свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на к-рые опиралась
ср.-век. мораль; провозглашено право на свободу науч. исследования. Возникли
светская наука, лит-pa и иск-во. С разрушением старых феод.-религ. представлений
и с созданием новой смстемы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся
бурж. эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. anthropos - человек)
нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый
отныне как часть природы, как наиболее совершенное её творение. Человек,
его переживания, его внутр. мир, его "земная" жизнь становятся гл. темами
лит-ры и иск-ва. В противовес феод.-церк. аскетизму, проповеди пассивности,
новая гуманистич. этика превозносила право на естественные, данные природой
потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал
формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой ("универсальной")
творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных
возможностях человека, его воли и разума, "героический энтузиазм" (Дж.
Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистич.
мировоззрению в его наиболее классич. выражении, особенно в Италии.


Утверждая новое мировоззрение, гуманисты
обратились к античному наследию (в ср. века хотя и не полностью забытому,
но сильно искажённому). В античной культуре В. открывало родственный ему
гуманистич. (человечный) неаскетический дух, "языческий" интерес ко всему
"посюстороннему", нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении
природы и человека. Гуманисты много сделали для восстановления и распространения
античного наследия, тщательно собирая и изучая античные рукописи, памятники
античного искусства. В 15 в. благодаря учёным, эмигрировавшим из Византии
в Италию, были впервые переведены почти все др.-греч. поэты (в т. ч. Гомер)
и философы (в т. ч. большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений,
известных и ср.-век. Европе, уточнялись, освобождались от ср.-век. наслоений
и ошибок и переосмысливались.


Но культура В. не была простым возвращением
к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых
ист. условий. Не меньшее значение, чем античное влияние, имели в культуре
В. связи с нац. традицией. Огромную роль в распространении античного наследия
и новых, гуманистич. взглядов сыграло изобретение (сер. 15 в.) и распространение
в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции
(Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле),
Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистич.
лит-pa; мн. типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.


Культура В. отразила в себе специфику переходной
эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя
своеобразный, качественно новый сплав.


Провозглашение в эпоху В. новых этич. и
эстетич. принципов означало прежде всего необходимую и прогрессивную борьбу
за разрушение феод.-корпоративных пут, за раскрепощение личности, создавая
тем самым идейные предпосылки для будущего, только возникавшего бурж. общества.
Однако гуманистич. мировоззрение было буржуазным (точнее - предвосхищением
буржуазного) лишь в том смысле, что выводы, вытекавшие из гуманистич. теорий,
объективно удовлетворяли потребностям зарождавшегося бурж. общества. Сами
же носители нового мировоззрения - прежде всего гуманистич. интеллигенция
- отражали в своей деятельности и творчестве более широкое и прогрессивное
ист. содержание, чем интересы зажиточной гор. верхушки, буржуа в собственном
смысле слова. Кроме того, в культуре В. существовали течения, к-рые не
укладываются в рамки бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это
время возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали
развиваться подлинно демократические явления в лит-ре и изобразит, иск-ве.
С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали феод,
аристократия и католич. церковь, приспособлявшие их к своим интересам и
в то же время испытывавшие воздействие новых идей. Папский, императорский,
княжеские дворы нередко были гл. заказчиками ренессансных произведений
иск-ва.


Сложным (и во многом спорным в науке) является
вопрос о хронологич. границах культуры В., её терр. распространении, нац.
особенностях. Далеко не все явления культуры эпохи (15-16 вв.) были ренессансными.
Наряду с культурой В. в этот период продолжала существовать старая ср.-век.
культура. Степень распространения ренессансной культуры в разных странах
была весьма различной. Возникнув в Италии - стране наиболее развитой гор.
жизни того времени, где рано и весьма существенно было подорвано экономич.
и политич. влияние феодалов и уже в 13-14 вв. появились первые зачатки
раннекапиталистич. произ-ва, В. в Италии же получило свои наиболее завершённые,
классич. черты (существует точка зрения, согласно к-рой, о В., как о целой
эпохе, можно говорить только применительно к Италии). На возникновение
и характер В. в Италии оказало влияние и то, что её терр. ранее была центром
античной цивилизации, античное влияние и нац. традиции здесь т. о. сближались.
На материале изобразит, иск-ва и архитектуры (и прежде всего применительно
к Италии) искусствоведы выработали периодизацию культуры В. В итал. В.,
не считая предренессансных явлений рубежа 13-14 вв. (см. Проторенессанс),
различают:
Раннее В. (в изобразит, иск-ве и архитектуре - 15 в., но в итал. гуманистич.
лит-ре - уже с 14 в.), Высокое В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.), Позднее
В. (16 в.). Эту периодизацию совр. исследователи распространяют иногда
и на др. страны, но при этом хронологич. рамки отд. этапов культуры В.
отличаются от итальянских. Распространение (более позднее) В. в др. странах
- во Франции, в далматинских городах, в Нидерландах, Германии, Англии,
Испании, ряде др. стран Европы, подготовленное нац. развитием, в то же
время происходило уже в значит, степени под влиянием усвоения достижений
итал. гуманистич. культуры. Италия стала настоящей "школой" европ. гуманизма,
сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы. Знакомству
нек-рых стран (особенно Франции) с итал. гуманистич. культурой способствовали
Итальянские
войны 1494-1559.
Культура В., распространившаяся к С. от Альп в осн.
лишь с кон. 15 - нач. 16 вв. и получившая в разных странах специфич. характер,
отражала как особенности ист. развития и нац. традиции каждой страны, так
и новый этап в развитии европ. истории. Обозначившиеся - уже в общеевроп.
масштабе - экономич. и социальные сдвиги, связанные с разложением феодализма
и возникновением капиталистич. уклада (при значительно более прочных в
целом позициях феодализма в этих странах, чем в пределах отд. итал. городов-государств);
воздействие на умы процесса т. н. первоначального накопления, Вел. геогр.
открытий; консолидация нац. гос-в и рост. нац. самосознания, надежды, возлагавшиеся
прогрессивными обществ, слоями на укреплявшуюся королев, власть - в одних
странах (Франция, Англия, Испания), задачи борьбы за политич. централизацию
- в других (Италия, Германия), наконец, острейшие классовые, нац., политич.,
религиозные конфликты (Крестьянская война 1524- 1526 в Германии, Нидерландская
бурж. революция 16 в., Религ. войны во Франции и др.) - всё это оказывало
существенное воздействие на ренессансную культуру в 16 в. В ряде стран
(особенно в Германии) идеи В. развивались в переплетении и в то же время
в борьбе с идеями Реформации.
Всё это придавало культуре В. к. С.
от Альп более противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось
античное влияние, сильнее было воздействие нац. традиций и феод, культуры,
В. оказалось более кратковременным.


Нек-рые учёные склоняются к более расширительному
применению понятия "В.", не ограничивая его территориальными рамками Зап.
Европы (или даже Италии). Среди востоковедов существует направление, обращающее
внимание на ренессансные черты культуры ряда стран Азии, Закавказья в определённые
ист. периоды (напр., Китая 8-12 вв., стран Закавказья 12-13 вв.) и считающее
возможным говорить о В. в Китае, Закавказье. В. рассматривается, т. о.,
как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной.
В период Позднего В. мн. ренессансные идеалы и нормы (получившие своё наиболее
полное воплощение в период Высокого В. в Италии) значительно трансформировались
(в т. ч. и в самой Италии). В условиях острых классовых столкновений, победы
в одних странах феод.-католич. реакции, а в других - протестантизма (к-рый,
утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистич. свободомыслию,
как и католич. церковь в период контрреформации) наступает кризис ренессансного
гуманизма, связанный и с осознанием антигуманистич. черт складывавшегося
бурж. об-ва. Рушится оптимистич. (и утопич.) вера гуманистов в то, что
возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека.
В культуре В., возникшей на нар. основе, тесно связанной с нар. традициями,
по сути своей антифеодальной и антицерковной, усиливаются аристократич.
тенденции. Кризис гуманистич. культуры В., её "аристократизация" находят
отражение в возникновении (в Италии уже с 20-х гг. 16 в.) маньеризма
и
родственных ему стилевых направлений. В то же время гуманизм Позднего В.
в творчестве крупнейших его представителей, таких как У. Шекспир, М. Сервантес,
Микеланджело,- обогащается осознанием противоречивости жизни ("трагический
гуманизм"); появляются мотивы трагич. обречённости борьбы против зла; возникает
осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной
монархии нац. государством. В новых условиях на смену культуре В. пришли
новые направления (см. Барокко, Классицизм).


В. сыграло огромную прогрессивную роль
в культурной и идейной жизни европ. стран. В этот период были созданы шедевры
мировой культуры, имеющие непреходящую ценность. Непосредственными преемниками
мн. идей В. стали деятели Просвещения 18 в. - идеологи буржуазии,
шедшей на прямой революц. штурм феодализма.


Культура В. неотделима от гуманистич. мировоззрения,
от новой философии. В эпоху В. отд. области науки и культуры еще не полностью
отдифференцировались, и мн. филос. идеи были сформулированы не философами-профессионалами
(таких было немного), а художниками, поэтами, учёными. Всё усиливавшаяся
оппозиция схоластике приводит к тому, что философия перестаёт быть "служанкой
богословия". Ранее всего разрыв со ср.-век. мировоззрением проявился в
области этики. Иногда (как, напр., у Петрарки, родоначальника ренессансного
гуманизма) он принимал форму возвращения к идеям позднего стоицизма,
чаще
- возрождения этики эпикуреизма (Лоренцо Балла, диалог "О наслаждении",
1431, и др.). Новый этап в развитии антисхоластич. философии В. был связан
с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греч. яз. и сочинениями
греч. философов (в этом большую роль сыграли византийские учёные, особенно
Георгий Гемист Плифон), что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться
с сочинениями Платона, Аристотеля и др. античных философов. Особенно велико
было влияние в эпоху В. идей платонизма и неоплатонизма. Центром их возрождения
стал кружок гуманистов во Флоренции (т. н. платоновская Академия, осн.
в 1459), а одним из гл. пропагандистов - Марсилио Фичино. Исходя из платоновской
идеи о "серединном" положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным
миром), итал. гуманист Пико делла Мирандола в "Речи о достоинстве человека"
(1487) развивал одну из осн. идей гуманизма В.: человек сам творит свою
судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия
Платона становилась в эпоху В. идейным источником
пантеизма, от
неё отталкивалась философия В. в борьбе со схоластикой и схоластизированным
аристотелизмом. Гл. центром антисхоластич. аристотелизма в Италии 15-16
вв. был Падуанский ун-т. Представители этого направления, прежде всего
итал. философ П. Помпонацци, внесли крупный вклад в преодоление церк. учения
о бессмертии души; защита ими теории "двойственной истины"
способствовала
высвобождению науки и философии от опеки религии.


Одно из гл. завоеваний филос. мысли эпохи
В.- возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной
от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии В. приходится на 16 в. в
Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно),
но мн. её идеи были выдвинуты уже в 15 в. Николаем Кузанским. Наиболее
характерными особенностями натурфилософии эпохи В. были: натуралистич.
пантеизм, в соответствии с к-рым законы, управляющие миром, истолковывались
как внутр. закономерности природы, а бог из внеш. сверхъестественной силы
становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистич.
взгляд на мир как на огромный (у Бруно - бесконечный) живой и изменяющийся
организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание
человека ("микрокосма") как части природы ("макрокосма"); элементы диалектики,
выразившиеся в понимании мира как единого целого н в учении о "совпадении
противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать
цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей В. на недостаток
реальных знаний, к-рые часто подменялись поэтич. аналогиями, антропоморфич.
и мистич. догадками (учение о "мировой душе", "жизненной силе" и т. д.).
Неуёмная любознательность побуждала мыслителей В. обращаться к мистяч.
учению Каббалы, к магии и др. "тайным наукам", увлекаться астрологией,
алхимией. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи В., увековечен
тогдашний тип полуучёного-полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени.
Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление
В. от позднейшего, более систематического и научного по методу.


Однако эпоха В. (особенно 16 в.) отмечена
уже крупными науч. сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно
связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, стр-во,
воен. дело и др.), зарождавшегося капиталистич. производства, облегчалось
первыми успехами нового, антидогматич. мировоззрения. Специфич. особенностью
науки этой эпохи была тесная связь с иск-вом; процесс преодоления религ.-мистич.
абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и
в иск-ве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий
пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера).
Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии,
анатомии. Великие географические открытия (путешествия X. Колумба,
Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность
Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие
революц. переворот в науке, были сделаны в сер. 16 в. в области астрономии:
с гелиоцентрич. системы мира великого польск. астронома Н. Коперника, подрывавшей
самые основы религ. взгляда на мир, "...начинает своё летосчисление освобождение
естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского ун-та во главе
с А. Везалием заложила в 16 в. основы науч. анатомии, начав систематич.
анатомич. вскрытия. Исп. учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота
крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших
в ср. века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии
Парацельс
и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены
способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итал. математики Дж.
Кар дано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана совр. буквенная
символика (франц. математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные
дроби (голл. математик и инж. С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает
механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растёт объём знаний и в др.
областях науки. Так, Вел. геогр. открытия дали огромный запас новых фактов
не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии;
значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный
с развитием горного дела (труды нем. учёного Г. Агриколы, итал. учёного
В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естеств. наук, ренессансная
филос. мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма
17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием
природы как мнргокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу
в их развитии - к экспериментально-математич. естествознанию и механистич.
материализму - совершился в науч. деятельности англ, философа Ф. Бэкона,
итал. учёного Г. Галилея.

К ст. Возрождение. Джорджоне. "Юдифь".
До 1505. Эрмитаж. Ленинград.

К ст. Возрождение. А. Дюрер. Портрет
молодого человека. 1521. Картинная галерея. Дрезден.



Эпоха В. отмечена возникновением нового
взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право.
Крупнейшие политич. мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с
их феод.-теологич. трактовкой как божественно-сверхъестеств. установлений
и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили
вопрос о закономерностях ист. развития. Боден подчёркивал влияние естеств.
среды на формирование об-ва, Макиавелли считал политич. борьбу и материальный
интерес гл. движущей силой обществ, жизни. В эпоху В., когда в ряде европ.
стран завершалось формирование нац. централизованных гос-в, проблемы гос-ва,
наилучшей формы гос. устройства, стали играть первостепенную роль в политич.
теориях. Поиски основ нац. объединения, выступления против сепаратизма
феод, знати, засилья папства и католич. церкви нашли отражение в произведениях
Макиавелли (Италия), У. фон Гуттена (Германия), А. Моджевского (Польша).
Во Франции в защиту королев, абсолютизма выступал Боден. Наконец, в эпоху
В. возникли первые произведения утопич. социализма (Т. Мор в Англии, Г.
Кампанелла в Италии), в к-рых получили своё выражение затаённые чаяния
нар. масс.


Наиболее характерное отношение гуманистов
к религии - скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало
прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым
опровержением церк. догм (нек-рые из гуманистов занимали видные посты в
иерархии католич. церкви, а один из них - Энеа Сильвио Пикколомини стал
даже папой римским под именем Пия II). Вместе с тем их светское мировоззрение,
их натурфилос. и этич. теории порывали с господствующей христианской религиозностью,
с её верой в личного надприродного бога-творца. Среди части гуманистов
получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного
господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической
"философской религии" - на основе соединения идей Каббалы, платонизма и
христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм
Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи В., подчёркивал моральную
сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени
или даже подвергая забвению его догматич. содержание, связанное с теологич.
умозрением, миром "чудесного" и т. д. Оказав огромное влияние на своих
современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Нек-рые гуманисты
дали образцы обличительной лит-ры, бичующей пороки и невежество католич.
духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Балла, напр.,
принадлежит разоблачение подложности "Константинова дара"). Применение
гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) ист. критики к текстам Священного
писания, их рационалистич. критика ср.-век. католич. миросозерцания в известной
мере подготовили Реформацию. Нек-рые гуманисты, напр. Лефевр д'Этапль
во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, стали видными её деятелями. Однако
для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критич. отношение
к религии. Некоторые из них, напр. Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой
критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с
Лютером вёл и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци,
Балла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвинённые в богохульстве, стали жертвами
инквизиции; М. Сервет был сожжён на костре в протестантской Женеве. Ряд
гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвигал идеи естеств. происхождения религии.
В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько
их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу ср. веков "духовная
диктатура церкви была сломлена" (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время
многие гуманисты, будучи носителями раннебурж. мировоззрения, принимали
как политич. необходимость " исторические" "положительные" религии в качестве
духовной узды для нар. масс. В этом они предвосхищали многих бурж. философов
17 в., а также бурж. просветителей 18 в.


В рамках нового мировоззрения с 15 в. начала
развиваться и гуманистич. историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини,
Флавио Бьондо, Макиавелли, ф. Гвиччардини и др. - в Италии, Я. Вимфелинг,
Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк - в Германии, Полидор Вергилий, У.
Кемден - в Англии, Матвей из Янова - в Польше и др.). Важнейшими её достижениями
были: секуляризация ист. мысли (история отрывается от богословия и становится
светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематич. применение
ист. критики источников. Историки - в соответствии с новым взглядом на
человеческое общество - стремятся обнаружить естеств. причины ист. событий,
отвергая их объяснение вмешательством "потусторонних сил" и ища их в сознат.
деятельности выдающихся личностей - правителей, полководцев и т. д. Однако
дальше такого прагматического взгляда на историю и попыток обнаружить рациональные
мотивы, к-рыми руководствовались политич. деятели, историки-гуманисты,
за редким исключением (Макиавелли), не пошли. Критика ист. источников (связанная
и с успехами филологии) становилась в руках гуманистов мощным оружием преодоления
концепций и представлений, выработанных феод, историографией. С обострением
чувства нац. самосознания, патриотизма связано появление работ, посвящённых
истории родной страны, города. Освобождая историю от груза церк.-феод,
представлений, гуманисты отвергли богословскую периодизацию истории, обратили
внимание на качеств, различие между античностью и ср. веками. Со времени
В. возникает (начиная с Ф. Бьондо) деление истории на древнюю, средневековую
и новую. При этом для гуманистов было характерно - при восторженном преклонении
перед античностью - резко отрицат. отношение к средневековью (здесь они
выступают прямыми предшественниками историков эпохи Просвещения).


Обострённый интерес гуманистов к античности,
критич. отношение к ср.-век. и церк. традиции, бурный процесс становления
нац. яз.- всё это способствовало исключит, вниманию гуманистов к филологии.
Почти все гуманисты были видными филологами, знание классич. латыни и умение
писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста;
высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно
Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итал.), пользуясь приёмами филологич.
критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса,
орфографии и метрики классич. латыни. Наряду с "возрождением" классич.
латыни, пришедшей в соч. гуманистов на смену варварской латыни средневековья,
гуманисты занялись изучением древнегреч., древнеевр. и др. древних языков.
Крупнейшими филологами эпохи В. были: Лоренцо Балла - самый блестящий знаток
классич. латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и мн. другие итал. гуманисты;
вне Италии - Гийом Бюде, крупнейший знаток греч. яз. во Франции, основатель
(1530) "Коллежа трех языков" (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин - в
Германии, Эразм Роттердамский и др.


Характерные черты гуманистич. мировоззрения
эпохи В. нашли отражение и во взглядах гуманистов на воспитание, а также
в пед. практике лучших уч. заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф.
Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю ср.-век. схоластич. систему
образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно
и физически, приучающее к самостоят, мышлению, формирующее высокие нравств.
качества - в духе гуманистич. морали. Они считали необходимым изучать в
школах не только лат., но и греч. яз., античную художеств, лит-ру и мифологию,
а также предметы, вооружающие нужными в практич. жизни знаниями, умениями
и навыками,- математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь
к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи В. заботились
и о физ. развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали
против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итал. гуманистов
П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, франц. гуманистов
Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих пед.
идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи обществ,
воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном яз.), равенства образования
для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком
эпохи В. был итал. гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить
пед. гуманистич. идеи в организованной им в 1424 школе, получившей назв.
"Дом радости". Однако школа Витторино да Фельтре и нек-рые др. были исключением
(школы 15-16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми).
К тому же и в самих гуманистич. школах к 16 в. осн. содержанием обучения
всё более становились формалистич. изучение грамматики и подражание стилю
Цицерона ("цицеронианство"). В Германии гуманистич. пед. идеи были приспособлены
в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского
образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных
знаний чувствовалось здесь значит, слабее, чем в Италии и Франции. Пед.
идеи эпохи В. оказали сильное влияние на последующее развитие теории и
практики воспитания и обучения.


Литература В. неотделима от ренессансного
мировоззрения в целом с его идеалом гармонич., свободной, творческой, всесторонне
развитой личности. Художеств, мысль В., как и его философия, тяготеет к
"совпадению противоположностей", рациональные начала сливаются в ней с
поэтич. фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как
формой выражения "живого духа" целого. Две традиции - нар. поэзии и книжной
антич. учёности - органически сочетаются в наиболее значит, художеств,
памятниках эпохи, особенно в "Гаргантюа и Пантагрюэле" (1535- 1556) Рабле-подлинной
энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма В.; в "Дон Кихоте"
(1605-55) М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира. В сюжетах новелл В., начиная
с "Декамерона" (1350-53) Дж. Боккаччо, устные нар. рассказы идейно и стилистически
облагорожены в тоне антич. прозы. Итал. фантастич. поэма вырастает из традиции
уличных певцов, пропущенной сквозь призму образов и композиции поэм Гомера
и Вергилия. Мифологизация природы в поэзии П. Ронсара и Шекспира внутренне
родственна языч. чувству природы в фольклоре (ещё не являясь только условным
"украшением", как позднее в классицизме). Через всю лит-ру В. проходит
образ шута, в "мудром безумии" к-рого сходятся нар. здравый смысл и просвещённое
свободомыслие.


Осн. этапы и жанры лит-ры В. связаны с
эволюцией гуманистич. концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего
В. Для лит-ры Раннего В. характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо,
Ф. Саккетти, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье
и др.), с антиклерик. и антифеод, направленностью, прославляющая предприимчивую
и свободную от предрассудков личность. Высокое В. отмечено расцветом героич.
поэмы: в Италии - жизнерадостно буффонная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т.
Фоленго, сказочно героическая - М. Боярдо, Л. Ариосто; в Испании и Португалии
- " конкистадорская " поэма ("Араукана", 1569-89, А. Эрсильи-и-Суньиги
и"Лузиады", 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика к-рой поэтизирует
представление В. о человеке, рождённом для великих дел. Самобытным эпосом
Высокого В., без оглядки на эпос античный, искусственный (что свойственно
героич. поэмам 14-16 вв.), всесторонней картиной об-ва В. и его героич.
идеалов в нар. сказочной и философско-комич. форме явилось произв. Рабле
"Гаргантюа и Пантагрюэль". В Позднее В., характеризующееся кризисом концепции
гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося бурж. об-ва, развиваются
пасторальные жанры романа и драмы ("Аркадия", 1504, Я. Саннадзаро и "Аминта",
1580, Т. Тассо в Италии; "Диана", 1558-59, X. Монтемайора и "Галатея",
1585, М. Сервантеса в Испании; "Аркадия", 1590, Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие
дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается
сатирич. бытовой плутовской роман с новым героем "прозаических авантюр"
частной жизни. Высший взлёт Позднего В.- драмы Шекспира и роман Сервантеса,
основанные на трагич. или трагикомич. конфликтах между героич. личностью
и недостойной человека системой обществ, жизни.


В эпоху В. возникают первые национальные
- по языку и значению - лит-ры, в отличие от сословной лит-ры ср. веков,
создававшейся на местных диалектах или на латыни, формируется и теоретически
обосновывается лит. язык нации (трактат "Защита и прославление французского
языка", 1549, Ж. Дю Белле).


В Италии уже творчество Данте на рубеже
13-14 вв. возвещает В. Любовные сонеты Ф. Петрарки открыли значительность
внутр. мира личности, динамику эмоцион. жизни, а его патриотич. канцоны
("Моя Италия" и др.) - внесословный характер нового гражд. сознания. Расцвет
итал. лит-ры в 14-16 вв.- лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этич. и политич.
трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто ц Тассо
и др. - наряду с расцветом изобразит, иск-ва - выдвигают итал. культуру
как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и "классическую" для
др. стран. Кризисом В. и влиянием католичества обозначена двойственная
по духу - во вкусе иск-ва маньеризма - поэма Т. Тассо "Освобождённый Иерусалим"
(1580).


Расцвет лит-ры В. в Германии и Нидерландах
приходится на подготовит, и нач. стадию Реформации (1-я четв. 16 в.) и
находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европ. гуманизма
в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике,
антисхоластич. и антиклерикальной сатире ("Корабль дураков", 1494, С. Бранта,
"Похвала глупости", 1511, Эразма, "Письма тёмных людей", 1515-17,
"диалоги" Гуттена).


Во Франции ренессансная лит-pa, помимо
влияния античности и итал. культуры, опирается на нар. "галльскую" традицию
свободомыслия. Черты В. проступают уже в лирике Ф. Вийона (сер. 15 в.),
затем (в более законченной форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике
1-й пол. 16 в. Вершины расцвета - роман Рабле и гармонич. чувственная высокая
лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление франц. поэзии.
Великим памятником Позднего В. во Франции и прощанием с героич. иллюзиями
эпохи являются во 2-й пол. 16 в. (период религ. войн) "Опыты" (1580-88)
М. Монтеня, скептически направленные против фантастич. преувеличений в
оценке человека, против всякого рода догматики; своей непринуждённой манерой
анализа они положили начало жанру эссе в европ. лит-ре.


Из слав, литератур В. ярче всего проявилось
в югославянской (т. н. далматинско-дубровпицкое В.) и в польской. Обшеевроп.
значение имела неолатинская поэзия: хорваты Я. Панноний (Иван Чесмички),
Э. Цервин, М. Марул, поляки К. Яницкий (Янициус), Я. Дантышек. Неолат.
яз. и поэзия, как и в Италии, были для слав, прозаиков и поэтов школой
для последующей выработки норм нац. лит. языка и новых поэтич. жанров.
В Дубровнике, независимой гор. республике, и др. далматинских городах расцветает
с кон. 15 в. лит-pa, родственная соседней итальянской (см. Дубровник,
раздел
Литература): поэзия лирическая (Ш. Менчетич, Дж. Држич), сатирическая и
пасторальная (Н. Ветранович-Чавчич), реалистич. комедия (М. Држич). Отражение
совр. нравов, интерес к нар. творчеству и родному яз., фольклору - в сочетании
с антич. и итал. традицией - придают "дубровницкому В." характер своего
рода "романо-славянского синтеза". В Польше, в отличие от Далмации, В.
было связано по преимуществу не с гор. культурой, а с возвышением шляхты
в 16 в. и с Реформацией. Кальвинист М. Рей, страстный защитник шляхетской
демократии, создал первые на польск. яз. значит, светские произведения
в стихах и прозе, ещё несколько грубоватые по стилю. Великим поэтом польского
В. был Я. Кохановский; его продолжателями были сатирик С. Кленович и идиллик
Ш. Шимонович. В маньеристской поэзии М. Семп-Шажиньского, на к-рой сказалась
атмосфера контрреформации, осуществляется переход к барокко.


В Англии расцвет гуманистич. лит-ры относится
к кон. 16 в. Аристократич. линия представлена поэзией ф. Сидни, Э. Спенсера
(поэма "Королева фей", 1590), изысканным романом (Дж. Лили, "Эвфуэс", 1579-80);
но возникает и сатирич. бытовой роман (Т. Нэш, "Злополучный путешественник",
1594). Мировую славу англ. В. составляет театр кон. 16 - нач. 17 вв. Интерес
к "титанической" личности, народность идей, поэтизация нац. прошлого, свободная
("неучёная") форма драмы намечаются уже у предшественников Шекспира (К.
Марло, Р. Грин), но особенно проявляются в драматургии Шекспира как высшем
слиянии ренессансного гуманизма с народностью. Англ, гуманисты проявили
классич. для своего времени понимание роли материально-социальных отношений
в судьбе личности. Смелое погружение в сферу собственнич. интересов составило
великое преимущество реализма Шекспира-трагика, особенно в "Короле Лире"
(1608). У современников Шекспира драма имеет характер более бытовой (Т.
Деккер, Т. Хейвуд), сатирический (Б. Джонсон), пессимистический (Дж. Уэбстер,
Дж. Форд).


В Испании и Португалии расцвет лит-ры приходится
на завершение эпохи В. Лит-pa В. этих мало подготовленных к бурж. развитию,
но переживавших кратковременный нац. подъём (в связи с геогр. открытиями
и колон, захватами) стран выступает в "новорыцарски" авантюрных формах,
художественно отражённых в приключенческом рыцарском романе ("Амадис Галльский",
1508, и др.) и "конкистадорской" поэме. Картину последовавшего затем катастрофич.
упадка нац. жизни, всеобщей деморализации и паразитизма показывает плутовской
роман (аноним "Ласарильо с Тормеса", 1554, романы М. Алемана-и-де-Энеро
и ф. Кеведо-и-Вильегаса), положивший начало традиции этого жанра во всей
европ. лит-ре 17-18 вв. Завершение исп. и всеевроп. В.- роман Сервантеса
"Дон Кихот"; в нём слились элементы новорыцарского, пасторального и плутовского
жанра, а в "донкихотской ситуации" с непревзойдённым реализмом зафиксирована
прозаич. природа только что народившегося бурж. мира, с к-рой не мирится
"субъективно героическая" человеческая натура. Так открылась ведущая гуманистич.
тема новоевроп. романа. В драматургии "золотого века" - от Лопе де Вега
(1562-1635) до П. Кальдерона (1600-81) - происходит переход к барокко.


Прогрессивное гуманистич. содержание культуры
В. получило яркое выражение в театральном искусстве, испытывавшем значит,
воздействие античной драматургии, теории драмы и театр, архитектуры. В
ряде стран формировалась оригинальная драматургия. Театр, иск-во эпохи
В. характеризует интерес к внутр. миру человека, наделённого чертами мощной
индивидуальности. Иск-во актёра отличалось эпич. силой, страстностью, соответствовавших
поэтич. представлению, к-рое утверждалось в произв. великих драматургов
эпохи. Новая театр, эстетика выдвинула требование глубокого проникновения
исполнителей в замысел драматурга, создания сложных, многогранных характеров.
Этим определяются особенности реализма театр, иск-ва эпохи В.: воспроизведение
противоречий действительности, развитие традиций нар. иск-ва, жизнеутверждающий
пафос, смелое сочетание трагич. и комич., поэтич. и буффонно-площадных
элементов. В эпоху В. началась профессионализация театра, зародилась теория
драматургии и актёрского иск-ва, были построены первые театр, здания. Наиболее
яркого расцвета театр, иск-во эпохи В. достигло в Италии, Испании, Англии.
Высшим достижением итал. театра стала импровизационная комедия делъ
арте
(16 в.), унаследовавшая реалистич. традиции нар. фарса, маски
и буффонаду карнавалов. Синтез нар. театра и лит. драмы в значит, мере
осуществлён в Испании в драматургии Сервантеса и Лопе де Вега (2-я пол.
16 - нач. 17 вв.). Наиболее полного расцвета театр В. достиг в творчестве
Шекспира.


В эпоху В. профессиональная музыка теряет
характер чисто церковного иск-ва и испытывает влияние нар. музыки, проникается
новым гуманистич. мироощущением. Высокого уровня достигает иск-во вокальной
и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей "Ars
nova" ("Нового искусства") в Италии и Франции 14 в., в новых полифонич.
школах - английской (15 в.), нидерландской (15-16 вв.), римской, венецианской,
французской, немецкой, польской, чешской и др. (16 в.). Появляются различные
жанры светского муз. иск-ва - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико
в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио,
Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение,
французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежен). Светские гуманистические
устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров
(Жоскен Депре, Орландо Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы
(А. и Дж. Габриели). В период контрреформации ставился вопрос об изгнании
многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы
Палестрины сохраняет полифонию для католич. церкви - в "очищенном", "прояснённом"
виде; вместе с тем в иск-ве Палестрины нашли отражение и нек-рые ценные
завоевания светской музыки эпохи В. Складываются новые жанры инструментальной
музыки, выдвигаются нац. школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.
В Италии расцветает иск-во изготовления смычковых инструментов, обладающих
богатыми выразит, возможностями; столкновение различных эстетич. установок
проявляется в "борьбе" двух типов смычковых инструментов - виолы, бытовавшей
в аристократич. среде, и скрипки - инструмента нар. происхождения. Эпоха
В. завершается появлением новых муз. жанров - сольной песни, кантаты, оратории
и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.


Архитектура и изобразит, искусство стали
областью, в к-рой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное
значение эпохи В., определившей пути развития мирового иск-ва нового времени,
поставившей на место религ. спиритуализма, аскетич. идеалов и догматич.
условностей ср.-век. иск-ва реалистич. познание человека и земного мира,
жизнелюбие, веру в человека, силу его воли и разума. Пафос утверждения
красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему
началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания,
энергичное овладение законами объективного познания мира придают иск-ву
В. в целом большую идейную значительность, органичность и внутр. монументальность.
Унифицированное мировоззрение и коллективный опыт ср.-век. мастеров уступали
место индивидуальному творчеству художника и учёного архитектора. В архитектуре
ведущую роль стали играть светские сооружения - обществ, здания, дворцы,
гор. дома. В иск-ве религ. сюжеты приобретали земной облик, распространялись
светские сюжеты, изображения реальных людей (в т. ч. обнажённой натуры)
в реальной среде, в единстве их физич. и духовных качеств.


Изобразит, иск-во и архитектура В. ранее
всего сложились в Италии, где достигли особо мощного подъёма и классич.
завершённости. Поэтич. радость открытия чувственного богатства земного
многообразного мира сочеталась в итал. иск-ве В. с духом пытливого аналитич.
изучения действительности, благодаря чему пути художеств, и науч. познания
тесно переплетались. Система средств реалистич. изображения действительности
была последовательно разработана и теоретически обоснована, подкреплена
науч. изучением проблем анатомии, перспективы, пропорции, светотеневой
моделировки. Это позволило изображать реальные объёмы фигур и предметов
в трёхмерном пространстве. Антич. иск-во послужило итал. иск-ву не только
классич. наследием, образцом, но и опорой в обращении художников к природе,
к раскрытию гармонич. закономерности бытия.

Н и к к о л о П и з а н о. Аллегория
Силы. Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.



Первые предвестия итал. иск-ва В. относятся
ко 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. Проторенессанс), когда скульпторы Никколо
Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописец Пьетро Каваллини, опираясь на позднерим.
традицию, сделали первые шаги к реалистич. убедительности и телесной осязаемости
изображений, а флорентинец Джотто в своих росписях достиг не только ясности
объёмно-пространств. и ритмич. построения сцены, но и живой наглядности
рассказа, духовной силы и пластич. цельности образов, драматич. яркости
чувств. Готич. реакция, наступившая в 14 в., задержала это развитие, но
и тогда новые грани обращения к реальному миру (пейзаж, интерьер, бытовые
детали, портретные лица) обозначались в живописи Сиены (братья Лоренцетти,
Симоне Мартини) и Сев. Италии (Альтикьеро и Аванцо).

Бенедетто да Майано и К р о н а к а.
Палаццо Строццп во Флоренции. 1489 - 1505. План.

Пьяцца Сан-тиссима-Аннунциата во Флоренции.
15-нач. 17 вв. План.



Расцвет иск-ва В. наступил в 15 в., прежде
всего в передовой торг.-пром. Флоренции, ставшей средоточием новаторства
во всех видах иск-ва. Здесь родилась архитектура итал. Раннего В. (Филиппо
Брунеллески, Микелоццо, Леон Баттиста Альберти, Бернардо Росселлино, Джулиано
да Майано, Джулиано да Сангалло), ясность, величавая гармония и жизнеутверждающая
сила к-рой отвечали новому героич. идеалу человека. Античная ордерная система,
творчески и многообразно использованная, внесла в зодчество В. логичность
и соразмерность человеку, помогла сделать тектонику здания богатым и гибким
художеств, языком. Сложной динамике готич. зданий были противопоставлены
ясность структуры и чёткость расчленения строгих объёмов и светлых просторных
интерьеров. Дворцы (палаццо) с могучими уличными фасадами и приветливыми
аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные
и центрич. церкви и капеллы демонстрируют разнообразие образных возможностей,
возникающих при различных сочетаниях ордера со стеной и сводом. За пределами
Тосканы выделялось изысканно гармоничное творчество Лучано Лаураны, работавшего
в Урбино, и полные жизнерадостной красочности постройки венецианцев (во
многом ещё готические). Новые перспективы градостроительству открывали
опыты регулярной планировки и целостной ансамблевой застройки гор. площади
или р-на и даже всего города (Пиенца). Художники раннего итал. В. начали
систематически изучать натуру, объединяя реальные мотивы единой пластически
цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религ. сцены,
запечатлевали увиденные в жизни явления, широко обращались к античным сюжетам.
Главной темой иск-ва стал человек-герой во всей полноте его жизненных сил.
Сложившись во Флоренции в нач. 15 в., новое иск-во постепенно распространялось
по всей Италии, вытесняя живучие ср.-век. пережитки. В скульптуре (Лоренцо
Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино,
Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дель Верроккьо) получили
развитие статуя, рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, стенное
надгробие и др. виды, как станковые, так и связанные с архитектурой. Реальная
пластика фигуры, обнажённой или подчёркнутой одеянием, изображённой в покое
или движении, сложные сцены в многоплановых перспективных рельефах, яркая
жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму
в скульптуре.

Андреа дель Кастаньо. Портрет кондотьера
Пиппо Спано. Фреска. После 1450. Музей Андреа дель Кастаньо. Флоренция.

Рафаэль. Портрет Баль-дассаре Кастильоне.
1515-16. Лувр. Париж.



В живописи совершился решительный поворот
от иконы к картине, высокого подъёма достигло иск-во фрески. Ощущение упорядоченности
мира, жизнеутверждающие героич. идеалы как бы организуют и направляют радостное
увлечение свежей красочностью жизненных наблюдений, подробным повествованием,
игрой фантазии. Итал. живописцы 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, Андреа дель
Кастаньо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла
Франческа в Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, Андреа Мантенья в Мантуе,
Пьетро Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) создали реалистич.
образы широчайшего диапазона - от нежно-лирических до суровых и мужественных,
от гармонически счастливых до экспрессивных и драматичных. В период Высокого
В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.) в Италии борьба за ренессансные идеалы
приобрела напряжённый и героич. характер, отражая мечты об освобождении
и консолидации родины. Общенац. духовный подъём ярче всего выразился в
архитектуре и изобразит, иск-ве, овеянных духом героич. устремлений, отмеченных
широтой обществ, звучания, синтетическим обобщением и титанической мощью
образов, полных духовной и физич. активности. Строго отобранные реальные
наблюдения претворяются в возвыш. идеал, подчиняются строгой структуре
и величеств, гармонии целого. Сложившись во Флоренции, классич. стиль Высокого
В. создал свои наиболее монументальные памятники в Риме, а позже в число
ведущих центров выдвинулась Венеция. В архитектуре (Донато Браманте, Рафаэль,
Антонио да Сангалло Старший) достигли своего апогея совершенная гармония,
монументальность и ясная уравновешенность архит. образов. Возникли
крупные архит. ансамбли, поражающие цельностью замысла и богатством композиционных
приёмов, проекты "идеальных" городов. Крупнейшие художники эпохи заняли
почётное место в обществ, жизни, олицетворяя в глазах современников дух
и славу нации. Творчество их обладает беспримерной разносторонностью и
широтой, о чём свидетельствуют психологически углублённые образы Леонардо
да Винчи, гармонич. совершенство иск-ва Рафаэля, поэтич. жизнелюбие венецианских
живописцев Джорджоне и Тициана, грация и чувственность Корреджо, мощный
драматизм и титанич. размах творчества Микеланджело.


Но уже со 2-й четв. 16 в. иск-во В. в Италии
переживало острый кризис. Появилось субъективистски изощрённое иск-во маньеризма,
выразившее разочарование в идеалах В. Творчество мастеров, верных этим
идеалам, приобретало сложный, драматич. характер. В архитектуре Позднего
В. (Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци)
стройная тектоника уступает место большей напряжённости, а подчас и конфликту
сил; вместе с тем растёт интерес к пространств, развитию композиции, здание
утрачивает замкнутость и всё больше подчиняется градостроит. замыслу, ансамблю,
природной среде. Эти черты проявляются и в архитектуре Сев. Италии (Якопо
Сансовино, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, Андреа Палладио), дольше
сохранявшей жизнерадостный характер архит. образов. Ренессансные типы обществ,
здания, виллы, дворца, принципы композиции гор. площади и р-на получили
в это время особенно богатую и сложную разработку. Трагич. непримиримость
конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя стали одной из главных тем
позднего творчества Микеланджело и Тициана, где психологич. характеристика
человека достигла небывалой глубины и сложности. Реализм Позднего В. (Веронезе,
Тинторетто, Якопо Бассано) обогащался пониманием противоречивости мира,
интересом к драматич. массовому действию, нар. образам, к сложной взаимосвязи
человека и среды, к пространств, динамике. Кризис культуры В. тем самым
подготовлял почву для новых тенденций, развившихся в последующие эпохи.


В иск-ве В. в странах к С. от Альп было
больше внутр. противоречивости, скованности, напряжённости, неравномерно
развивались виды иск-ва; но очень рано здесь пробудились самостоят. и смелые
(хотя и не приведённые в столь цельную, как в Италии, систему) реалистич.
искания, интерес к индивидуализированному образу человека, к его окружению,
интерьеру, натюрморту, пейзажу. На рубеже 14-15 вв. в Бургундии, бывшей
центром утончённого придворно-рыцарского готич. иск-ва, выходцы из Нидерландов
- живописцы Жан Малуэль, Анри Белыноз, Мельхиор Брудерлам и особенно скульпторы
Клаус Слютер и Клаус де Верве своим порывом к полнокровной и яркой жизненности
образов подготовили развитие реализма в Нидерландах и Франции. В 15 в.
в Нидерландах сложилась школа живописи, необычайно быстро и смело эмпирическим
путём пришедшая к убедительному изображению человека и окружающего его
мира. Нидерл. живопись, теснее, чем итал., связанная с традициями готики,
восприняла от неё интерес к единичным конкретным явлениям, к-рые не подчинены,
однако, сверхчувств, началам, а восприняты как неотъемлемая часть цельной
и гармоничной единой картины мира. Художники нидерл. В. (Ян ван Эйк, Робер
Кампен, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс,
Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг) не стремились к рационалистич. осознанию
общих закономерностей бытия, были далеки от научно-теоретич. интересов
и увлечения антич. культурой. Но они успешно овладели передачей глубины
пространства, насыщенной светом атмосферы, тончайших особенностей структуры
и поверхности предметов, наполняя каждую деталь глубокой поэтич. одухотворённостью.
Опираясь на традиции готики, они проявляли особый интерес к индивидуальному
облику человека, к строю его духовного мира. Восприятие в 16 в. опыта итал.
иск-ва В. приняло в осн. характер консервативного, аристократич., уводящего
от жизни искусства - "романизма". Прогрессивное же развитие нидерл. иск-ва
в кон. 15 и 16 вв. связано с обращением к реальному миру и нар. жизни,
развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квинтен
Массейс, Лука Лейденский, Иоахим Патинир, Питер Артсен), с усилением интереса
к фольклору и нар. образам (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель). Эволюция
нидерл. реализма 16 в., его путь к социальной конкретности образов, к отражению
реальных противоречий жизни (особенно в творчестве Брейгеля) облегчили
непосредств. переход от собственно В. к принципам иск-ва 17 в. Архитектура
в Нидерландах, как и в др. зап.-европ. странах за пределами Италии, в 15
в. сохраняла традиц. готич. облик, хотя структура зданий видоизменялась
соответственно их связи с новым строем гор. жизни. В 16 в. заимствование
из Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер
играл преим. декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис).
В этом духе строились ратуши, здания цехов и гильдий, гор. дома с узкими
фасадами и высокими фронтонами.

Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме.
Начата в 1546. План.

Лука Лейденский. "Игра в шахматы". Около
1508-10. Картинная галерея. Берлин-Далем.



Наиболее драматичным и кратковременным
был расцвет иск-ва В. в Германии. В 15 в. лишь медленно и спорадически
здесь появлялись светские жизнеутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер,
Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр, работавший в Швейцарии Конрад Виц), впитавшей
влияния как Нидерландов, так и Италии (последнее сильнее ощущается в Юж.
Германии и особенно в Австрии у Михаэля Пахера). Собственно нем. В.- необычайно
яркая вспышка творч. энергии в конце 15-1-й четв. 16 вв.- отличается сложным
переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского
и религиозного, идей Реформации и гуманизма и влияния нар. движений. Универсальность
и сложность иск-ва Альбрехта Дюрера (искавшего синтеза страстной эмоциональной
экспрессии и рацноналистич. правильности монументализиров. идеальных образов),
экстатическое горение красок, интенсивность радостных и трагич. эмоций
в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика, сочетающиеся
с яркими чертами реальной жизни у Лукаса Кранахаив пейзажах Альбрехта Альтдорфера,
гуманистич. строй, обдуманная ясность и завершённость портретов Ханса Хольбейна,
острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани нем.
В. Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опиравшейся на реалистич. нар.
черты нем. готики (Тильман Рименшнейдер, фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер).
Волна ярких исканий прошла и в нем. архитектуре, распространяясь с Ю. (Аугсбург,
Нюрнберг) на С. и захватывая церковное, обществ., дворцовое строительство,
частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый, подчас крайне
прихотливый, декор характерны для каменных, кирпичных, фахверковых построек.
Феод, реакция быстро и трагически оборвала развитие нем. В., дав дорогу
упадочному маньеристич. иск-ву.


Во Франции развитию иск-ва В. благоприятствовали
богатейшие традиции местной готики, знакомство с антич. традицией (особенно
на Ю. страны), систематич. связи с Италией и Нидерландами, а со 2-й пол.
15 в. (после завершения Столетней войны) мощным фактором культурного объединения
стала централизация нац. гос-ва. С сер. 14 в. работавшие во Франции нидерл.
миниатюристы (особенно братья Лимбург) тонким поэтич. восприятием действительности,
стремлением к правильной передаче пространства и объёма подготовили успехи
франц. иск-ва 15 в. с его изяществом, лиризмом и редкой остротой наблюдения
жизни (скульптура Мишеля Коломба, миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона,
картины Иудейского мастера и Жана Фуке). В 16 в. в условиях складывающегося
абсолютизма франц. В. достигает расцвета в проникнутом гуманистич. духом
светском реалистич. иск-ве скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, Пьера
Бонтана, мастеров живописного и карандашного портрета Жана и Франсуа Клуэ,
Корнеля де Лиона, Этьенна Дюмустье. Придворная культура стимулировала,
однако, и развитие маньеризма (т. н. школа Фонтенбло). Для франц. В. характерно
блестящее развитие светской архитектуры: в 15 в. складывается тип особняка-"отеля",
а в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (Пьер Леско. Филибер Делорм, Жак
Дюсерсо, Жан Бюллан), подкреплённое теоретическими исследованиями и технич.
новшествами, творческим претворением итал. ордерной системы. Самобытный
сплав готич. и ренессансных форм сменяется во 2-й пол. 16 в. последовательным
применением регулярной планировки и классич. ордеров.

Нуну Гонсалвиш (?). "Алтарь св. Винцента".
(Фрагмент.) 2-я половина 15 в. Национальный музей старинного искусства.
Лисабон.



В Англии яркие и самобытные реалистич.
искания, проявившиеся уже в кон. 14 и 15 вв. в религ. и портретной живописи,
были прерваны внутр. войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в. элементы
стиля В. (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна)
нашли выражение в миниатюрном портрете (Николас Хиллиард, Айзек Оливер);
в 16 в. они сказались также в усадебном строительстве (рациональные по
планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и в более эклектичном дворцовом
зодчестве. В Дании и Швеции черты В. проявились в осн. в архитектуре замков,
усадеб и обществ, зданий.


Чрезвычайно своеобразно развивалась культура
В. на Пиренейском п-ове, где в условиях освободит, войны против арабов,
завершённой лишь к кон. 15 в., соединились героич. идеалы и религ. аскетизм,
яркая нац. самобытность и сильные воздействия арабской культуры. Первые
ростки реалистич. мировосприятия в иск-ве Испании проявляются в 14 в. в
живописи Каталонии (Феррер Басса) под влиянием Джотто и сиенской живописи
14 в., а в 15 в. (Луис Дальмау, Хайме Уге, Педро Берругете) воздействие
Италии и Нидерландов способствовало формированию нац. школы с её суровой
аскетич. выразительностью фигур и лиц и торжеств. декоративностью целого.
В 16 в. в объединённой стране, ставшей могучей мировой державой, унаследованная
от арабов любовь к обильному декору получила новое выражение в стиле платереско,
богатейшем
синтезе архитектуры и ювелирно тонкого пластич. убранства (Аннекин и Энрике
де Эгас, Хиль и Диего де Силоэ, Алонсо де Коваррубиас), покрывающего вначале
позднеготич., а позже итал. классич. формы. Усилившиеся итал. влияния были
творчески перетолкованы в драматичной скульптуре Алонсо Берругете и Хуана
де Хуни, в живописи Алехо Фернандеса, портретах Алонсо Санчеса Коэльо.
Но во 2-й пол. 16 в. в условиях феодально-церк. реакции эти влияния порождали
уже холодный аскетизм построек X. Б. де Эрреры и, с др. стороны, волну
маньеристич. субъективизма и спиритуализма (Эль Греко). В иск-ве Португалии,
развивавшемся сходными путями, ярко самобытными были поражающие своим строгим
реализмом портретные образы "Алтаря св. Винцента" (15 в.), а в нач. 16
в.- архит. стиль "мануэлино" (арх. Боитак и др.),отличающийся от платереско
мужественным лаконизмом декора, проникнутого романтикой геогр. открытий.
Черты В. Испании и Португалии были перенесены в иск-во колоний этих стран
в Америке и стали первыми вехами развития яатиноамер. художеств, культуры.


Страны Центр, и Вост. Европы также испытали
мощное обновляющее воздействие идей В. и сами участвовали в развитии ренессансной
культуры. В 14 в. в Чехии в скульптуре Петра Парлержа и живописи мастера
Теодорика (ещё во мн. готических)появились реалистич. портретные черты;
в 15 в. здесь стало интенсивно развиваться светское зодчество (г. Табор),
а в 16 в. оно получило классич. ордерный характер (Летний дворец в Праге).
В Словакии, входившей в состав Венгрии, на рубеже 15-16 вв. работали живописец
мастер "М. S." и скульптор Павел Левочский, воспринявшие черты реалистич.
иск-ва В., а в 16 в. мотивы зодчества В. определили облик ряда городов
(Левоча, Прешов и др.). В Венгрии наивысшее воздействие идей В. падает
на кон. 15 - нач. 16 вв. (дворцы в Буде и Вишеграде, капелла Бакоца в Эстергоме,
миниатюрная живопись). На рубеже 15-16 вв. идея В. проникают в Словению;
в Хорватии в это время развилась культура В. в связанных с Венецией городах
Адриатич. побережья (Дубровник, Шибеник, Риека, Сплит); здесь работали
крупные мастера (арх. и скульптор Юрай Далматинец и др.), расцветали архитектура,
скульптура и живопись, шёл интенсивный культурный обмен с Италией. Широкие
междунар. связи Польши стимулировали в позднеготич. иск-ве 15 в. рост реалистич.
устремлений, наиболее полно и ярко выраженных Витом Стошем (Ф. Штос) в
алтаре Мариацкого костёла в Кракове, к-рый ознаменовал переход к собств.
В.; принципы воспринятого из Италии классич. стиля проявились в регулярном
градостроительстве (г. Замосць), дворцах с аркадными дворами, центрич.
мавзолеях, жилых домах (с аттиками, ренессансными орнаментами и ордерными
элементами), а отчасти и в изобразительном искусстве (надгробия, миниатюра).
В 16 в. влияния иск-ва В. проникли далеко на В. Европы, отразившись в архитектуре
Румынии (Брашов, Хунедоара), Зап. Украины (дома на пл. Рынок во Львове
и др.) и Литвы (Вильнюс, Каунас и др.), отчасти также в портретной и религ.
живописи; на рубеже 15-16 вв. влияние В. проникло и в Россию благодаря
работе итал. архитекторов в Моск. Кремле.

Павел Левочский. "Тайная вечеря". Фрагмент
алтаря церкви св. Якова в Левоче (Словакия). Дерево. 1508-15.

Портрет Роксоланы. Рубеж 16 - 17 вв.
Исторический музей. Львов.



Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы,
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20 (особенно с. 345 - 47, 508 - 509); его
ж е, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (гл. 4), там
же, т. 21; Грамши А., Избр. произведения, т. 2 - 3, М., 1957-59; Сказкин
С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.:
Средние века, в. 11, 1958; Гуковский М. А., Итальянское Возрождение, т.
1 - 2, Л., 1947 - 62; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения,
т. 1 - 2, М., 1956-59; Ренессанс. Барокко. Классицизм, [Сб. ст.], М., 1966;
Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; Б а т к и н Л. М., Тип культуры
как историческая цельность. Методологические заметки в связи с итальянским
Возрождением, "Вопросы философии", 1969, № 9; Рутенбург В. И., Итальянское
Возрождение и "Возрождение мировое", "Вопросы истории", 1969, № 11; Б у
р к х а р д т Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1 - 2, рус. пер.,
СПБ, 1904-06; Фойгт Г., Возрождение классической древности, рус. пер.,
т. 1 - 2, М., 1884-85; Кор един М. С., Очерки итальянского Возрождения,
М., 1896; его же, Ранний итальянский гуманизм и его историография, т. 1
- 3, 2 изд., СПБ, 1914; Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought,
Boston, 1948; его же, Renaissance studies, London (Ontario), 1963; Baron
H., The crisis of the early Italian Renaissance, v. 1 - 2, Princeton (New
Jersey), 1955; Kristeller P., The Classics and Renaissance thought, Camb.
(Mass.), 1955; его же, Studies in Renaissance thought and letters, Roma,
1956; S а р о г i A., L'eta della Rinascita, secoli XIII-XVI, Mil., 1958;
G a r i n E., L'Umanesimo italiano, 2 ed., Bari, 1965; его же, Medioevo
e Rinascimen to, 2 ed., Bari, 1961; его ж е, La cultura del Rinascimento.
Profile storico, [Bari], 1967; Odrodzenie w Polsce.t. 1 - 5, Warsz., 1955
- 62; Renaissance und Humanismus in Mittelund Osteuropa, [Bd] 1 - 2, В.,
1962; Heller A., A reneszansz ember, Bdpst, 1967; Atti del 3 Convegno Internazionale
sul Rinascimento, Florence, [1953]; Actes du Collogue sur la Renaissance,
organise par la Societe d'Histoire moderne, P., 1958; Bibliographie Internationale
de I'Humanisme et de la Renaissance, t. 1-, 1966 - История философии, т.
2, М., 1941; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962;
Ваинштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л.,
1964 (ч. 2 - Эпоха Возрождения, реформации и контрреформации); С а 1 I
о t E., La renaissance des sciences de la vie au XVIe siecle, P., 1951;
S ai t t a G., II pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento,
v. 1 - 3, Firenze, 1961; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom,
Camb. (Mass.), 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958;
G a r i n E., La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze,
1961; его ж e, L'Education de 1'homme moderne. La pedagogic de la Renaissance
(1400 - 1600), P., 1968; Woodward W. H., Studies in education during the
Age of the Renaissance. 1400 - 1600, Camb., 1906. История английской литературы,
т. 1, в. 1-2, М.-Л., 1943-45; История французской литературы, т. 1, М.-
Л., 1946; Пуриптев Б. И., Очерки немецкой литературы. XV-XVII вв., М.,
1955; История западно-европейского театра, т. 1, под общей ред. С. С. Мокульского,
М., 1956; Пинский Л. Е., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Голенищев-Кутузов
И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-XVI веков, М.,
1963; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
и Ренессанса, М., 1965; Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной
литературы, М., 1967. Вельфлин Г., Классическое искусство, пер. с нем.,
СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, пер. с
нем., Л., 1934; Бунин А. В., Круглова М. Г., Архитектура городских ансамблей.
Ренессанс, М., 1935; Бартенев И. А., Зодчие итальянского Ренессанса, Л.,
1936; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л.,
1939; Фехнер Е. Ю., Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; Виппер Б.
Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520 - 1590), М.,
1956; Всеобщая история искусств, т. 3, М., 1962; Смирнова И. А., Тициан
и венецианский портрет XVI века. К вопросу о Высоком и Позднем Возрождении,
М., 1964; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ.,
М.,1965; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967; Р отенберг Е., Искусство
Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения, М., 1966; его же,
Искусство Италии XVI века, М., 1967 [серия "Памятники мирового искусства");
Н а и р t A., Geschichte der Renaissance in SpStuttg., 1927; Dvorak M., Geschichte der italienischen Kunst im Zeitalter
der Renaissance, Bd 1 - 2, Munch., 1927 - 29; Courthion P., La peinture
dans les anciens Pays-Bas, P., 1954; Panofsky E., Renaissance and renaissances
in western art, v. 1, Stockh., 1960; Wittkower R., Architectural principles
in the age of humanism, 3 ed., L., 1962; H ughesj. Q., L у n t о n N.,
Renaissance architecture, L., 1962; Miiller Th., Sculpture in the Netherlands,
Germany, France and Spain. 1400 to 1500, [Harmonds worth], 1966; Benesch
O., La peinture allemande de Durer a Holbein, Gen., 1967.

В. В. Соколов, А, И. Пискунов, Л. Е.
Пинский, А. М. Кантор.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я