ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в СССР совокупность
целенаправленных и систематических воздействий на военнослужащих и воинские
коллективы с целью развития у них политич. сознательности, верности воинскому
долгу, дисциплинированности, смелости, психологич. устойчивости, сплочённости
и высокой боеспособности подразделений и частей. В. в. проникнуто духом
сов. патриотизма, коммунистич. идейности.


Основы воинского воспитания армии социалистич.
гос-ва заложены В. И. Лениным. Он учил, что "во всякой войне победа в конечном
счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают
свою кровь" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 121). Ленинские идеи о
воинском воспитании творчески развили М. В. Фрунзе, М. И. Калинин, М. Н.
Тухачевский, К. Е. Ворошилов, Р.Я. Малиновский ими. др. видные парт., гос.
и воен. деятели. Содержание В. в. определено Программой КПСС, воен. присягой
и воинскими уставами. Оно осуществляется командирами, политорганами, парт,
и комсомольскими орг-циями в процессе боевой и политич. подготовки па уч.
занятиях, учениях, боевых стрельбах, а также в ходе всей служебной деятельности
воинов.


В армиях империалистич. гос-в В. в. имеет
реакц. сущность и агрессивную направленность. Его осн. политич. содержанием
является антикоммунизм. С этой целью осуществляется идеологич. обработка
личного состава, извращаются факты и тщательно маскируются подлинные цели
войны, разжигаются низменные инстинкты, о чём убедительно свидетельствуют
опыт прошедших войн и агрессивные действия империалистов в Корее (1950-53),
во Вьетнаме (с 1964) и др.


Лит.: Ленин В. И., О войне, армии
и военной науке, т. 1-2, М., 1957; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании
и воинском долге, М., 1967; Военная педагогика, М., 1966, гл. 14; Б а з
а н о в А. Г., Педагогика, 2 изд., М., 1964, гл. 3.

В. П. Давыдов, Б. П. Корочкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я