ВОКЗАЛ

ВОКЗАЛ [от англ. Vauxhall - назв.
парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города),
принадлежавшего в 17 в. Джейн Вокс (Jane Vaux). В рус. яз. слово "В." стало
нарицательным благодаря одному из первых В. в России - В. в г. Павловске
под
Петербургом, служившему одновременно и пассажирским зданием и залом, в
к-ром устраивались концерты].


Совр. В.- здание или комплекс зданий, сооружений
и устройств, предназначенных в основном для обслуживания пассажиров (билетных
и багажных операций, отдыха и ожидания), управления движением трансп. средств
и размещения служебного персонала. В нек-рых зданиях В. осуществляются
также грузовые и почтовые операции. В. различаются по видам используемого
транспорта (Автовокзалы, Аэровокзалы, Железнодорожные вокзалы, Морские
вокзалы. Речные вокзалы),
по положению на магистрали (конечные, узловые,
промежуточные, транзитные), по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров
(дальние, местные, пригородные, международные), по вместимости (кол-ву
пассажиров, к-рые могут одновременно находиться во всех помещениях В.),
по пропускной способности (кол-ву пассажиров, прошедших за единицу времени
через здание В.) и т. д.


Первые В. появились с началом пасс, перевозок
по ж. д. (В. на линии Стоктон - Дарлингтон в Англии, 1822-25). В кон. 19
- нач. 20 вв. В. становится одним из наиболее значит, по объёму и представительных
зданий крупных городов. Архитектура В. первоначально испытывала влияние
традиц. типов обшеств. зданий и сооружений. С кон. 19 в. в России и за
рубежом велись поиски функционально обоснованных типов зданий ж.-д. В.
В. новых видов транспорта, появившихся лишь в 20 в. (автовокзалы, аэровокзалы),
формировались преим. в духе совр. архитектуры. Несмотря на большое разнообразие
типов совр. В., в их архитектуре много общего. Объёмно-пространств. решение
любого В. включает 3 гл., связанных между собой элемента - привокзальную
площадь, пасс, здание и перрон (причал, дебаркадер, пирс). Технич. сооружения
и учреждения обслуживания возводятся нередко в едином комплексе с В.

Объединённый вокзал в г. Брашове (Румыния).
1962. Арх. Ф. Ионеску: а - общий вид; 6, в - разрезы (1 - операционный
зал; 2 - кассы, справочное бюро; 3 - залы отправления; 4 - автовокзал;
5 - залы туристов; 6 - пешеходный тоннель; 7 - железнодорожный перрон).



Помещения В. образуют след. осн. зоны:
операционную (кассовый зал, багажные помещения), ожидания (залы и комнаты
кратковрем. и длит. ожидания и отдыха, ресторан, буфет и др.) и служебно-технич.
помещений. Гл. пасс, помещения (кассовый зал, залы ожидания и др.) совр.
В. обычно решаются в виде крупных объёмов зального типа. Привлекая интенсивные
потоки пассажиров, В. приобретают большое градостроит. значение: они существенно
влияют на организацию внутригородского движения и застройку привокзального
р-на.


Задачи создания макс, удобств для пассажиров,
требования технич. и экономич. целесообразности привели к созданию объединённых
В. (наз. также комплексными, комбинированными или совмещёнными) для обслуживания
пассажиров, последовательно пользующихся неск. видами транспорта (рис.).
В зависимости от используемых транспортных средств различают железнодорожно-автобусные
(наиболее распространены), речные-автобусные, морские-железнодорожные и
др. В. Объединение В. может иметь различные формы: от взаимосвязанного
размещения двух В. рядом до их блокирования или полного объединения всех
осн. пасс, помещений в одном объёме, с использованием пассажирами различных
видов транспорта общих операц. залов, залов ожидания, кафе, ресторанов,
справочных, почты, телеграфа, камер хранения и т. п. Ряд крупных объединённых
В. сооружён в США, Италии, Франции, Англии, а также в СССР (железнодорожно-автобусный
в Челябинске, 1965, арх. Л. М. Чуприн, С. Л. Крушинский, П. Ф. Красицкий,
инж. Т. К. Сидомонидзе; железнодорожно-морской во Владивостоке, 1965, арх.
П. И. Бронников, А. М. Георгиевский, В. А. Строгий, К. Д. Фомин, инж. Н.
И. Певзнер, И. М. Стоинов, У.П.Шибаев, декор интерьера-худ. А. И. Фомина).
Многие В. кооперируются с обществ, зданиями общегор. значения - гостиницами,
ресторанами, почтамтами, торговыми центрами, экскурсионными бюро и т. д.


Создание объединённых В. способствует уменьшению
загрузки гор. транспорта, облегчает прокладку транспортных и инж. коммуникаций,
облегчает условия формирования полноценного и развитого архит. ансамбля.
Принцип кооперирования, универсального использования помещений и устройств
В. является рациональным не только при проектировании новых транспортных
пасс, сооружении, но и при реконструкции существующих.


Лит.: Голубев Г. Е., Анджелини Г.
М., М о д о р о в А. Ф., Современные вокзалы, М., 1967 (имеется библ.);
Объединённый вокзал, в кн.: Строительство, т. 2, М., 1964 (Энциклопедия
современной техники). Г, Е. Голубев, В. М. Петюшенко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я