Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН СССР,
один из крупных экономич. р-нов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую
обл., Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Пл. 263,3 тыс. км2.
Нас.
(1970) 8348 тыс. чел. В.-В. э. р. один из многонациональных в РСФСР. 3/его населения составляют русские, живут также чуваши (в Чуваш. АССР), марийцы
(в Map. АССР и пограничных р-нах Кировской и Горьковской обл.), мордва
(в Морд. АССР и Горьковской обл.), татары. Ср. плотность нас. 31,7 чел.
на 1 км2. Наиболее плотно заселены правобережные низовья
Оки и Чуваш. АССР. Городское нас. 53%. Район обладает значит, трудовыми
ресурсами, часть к-рых он отдаёт др. р-нам страны.


Расположен в вост. половине Восточно-Европейской
равнины, на стыке лесной и лесостепной зон. Имеются небольшие возвышенности:
на С.- отроги Сев. Увалов, на С.-В. - Верхнекамская и на Ю.-В. - Приволжская
(высшая точка 338 м). Почти весь район принадлежит басс. Волги.
Волга делит терр. на две неравные части: большую левобережную - Заволжье
и меньшую - Правобережье. Осн. природные богатства - лес (1,8% общесоюзных
запасов) и фосфориты (Вятско-Камское месторождение - 18,8% общесоюзных
запасов по категориям А + В + Ci и 28% общесоюзных балансовых запасов).
Топливно-энергетич. ресурсы представлены торфом (1,0% общесоюзных разведанных
запасов) и гидроэнергией (0,4% общесоюзных потенциальных ресурсов). Имеются
крупные залежи гипса (9,2% общесоюзных запасов).

Волго-Балтийский водный путь. Новинковский
гидроузел.



Геогр. положение района благоприятствует
развитию его связей с осн. сырьевыми и топливными базами страны и районами
потребления. В.-В. э. р., занимая 1,2% терр., сосредоточивает 3,5% населения
и 4,4% пром.-производств, персонала СССР. Это часть старопром. Центра страны,
одна из осн. баз обрабат. пром-сти, в особенности машиностроения и металлообработки
(их удельный вес в пром-сти 37%). В р-не сложился крупнейший в стране комплекс
автомоб. пром-сти, на долю к-рого приходится 45% общесоюзного выпуска грузовых
автомобилей, 1/1/автобусов, св. 85% автонормалей. Головное предприятие автостроения - Горьковский
автозавод. Кроме того, район выделяется в нар. х-ве страны др. видами машиностроения
(произ-во судов, моторов, дизелей, газомотокомпрессоров, металлорежущих
станков, электротехнич. оборудования и приборов, кабеля, электроламп и
светотехнич. средств, радиоприборов и аппаратуры и др.), хим. пром-стью
(автомоб. шины, фосфоритная мука, осн. химия, синтетич. материалы), а также
вывозкой древесины, произ-вом бумаги, картона, пиломатериалов. В 1969 вывозка
древесины составила 30,2 млн. плотных м3, произ-во пиломатериалов
8,5 млн. м3, бумаги 519,9 тыс. т, картона 147,3
тыс. т. На долю района приходится св. 8% общесоюзной добычи топливного
торфа. Произ-во электроэнергии составило 14456 млн. квт-ч (1969).
На металлоломе и привозной мартеновской шихте работают металлургич. заводы
(Горький, Выкса, Кулебаки, Омутнинск). В.-В. э. р.- район старинных промыслов,
возникших на базе переработки металла и древесины. Особенно развиты художеств,
и декоративные промыслы (хохломская роспись, дымковская игрушка, павловские
металлоизделия и др.).


Крупнейший пром. узел р-на - Горьковский:
г. Горький с городами-спутниками Дзержинск, Бор. Кстово, Балахна, Городец,
Заволжье, Богородск и др.; здесь расположены Горьковскнй автозавод, з-ды
"Красное Сормово", фрезерных станков, Горьковский телевизионный им. В.
И. Ленина, "Красная Этна", Новогорьковский нефтеперерабат., Чернореченский
химкомбинат, Балахнинский целлюлозно-бум. комбинат, Заволжский моторный
з-д, Горьковская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др. Другой крупный пром. узел
- Кировский: г. Киров с городами-спутниками Нововятск, Кирово-Чепецк, Слободской
(металлообрабат., хим., кож.-обув., деревообрабат. пром-сть). В послевоенные
годы сформировались новые крупные пром. узлы: Чебоксарский (электротехника,
текстиль), Саранско-Рузаевский (произ-во светотехнич. изделий, экскаваторов,
самосвалов, резинотехнических изделий), Йошкар-Олинский (радиодеталей,
приборов и др.). В Саранске вошли в строй крупный резиновый комбинат, литейный
з-д, в Новочебоксарске мощный химкомбинат. На Волге строится Чебоксарская
ГЭС. Развивается пром-сть в небольших и ср. городах, расположенных вне
крупных пром. узлов,- Арзамасе, Павлове, Выксе, Кулебаках, Омутнинске,
Вятских Полянах, Котельниче, Волжске, Алатыре, Канаше, Шумерле. Валовая
продукция пром-сти р-на за 1960-69 выросла более чем в 2 раза.


С. х-во специализируется на произ-ве прод.
и фуражного зерна, картофеля, технич. культур - льна-долгунца (в Заволжье),
конопли (на Правобережье), хмеля (в Чувашии), молочно-мясном животноводстве;
развивается пригородное х-во вблизи крупных пром. центров. С.-х. угодья
составляют 10,8 млн. га (41% терр. района), в т. ч. пашня 7,8 млн.
га,
сенокосы и пастбища 2,8 млн. га. Площадь земель с осушит, сетью
118,3 тыс. га (1969). Посевные площади занимают (1969) 6,5 млн.
га, из них 59% под зерновыми, 30,3%-кормовыми культурами. Сеют рожь
(один из самых высоких удельных весов в посевах по сравнению с др. р-нами
РСФСР), пшеницу, гречиху, зернобобовые, из технических-лён, коноплю, сах.
свёклу, хмель, махорку. По берегам Волги и Оки развито товарное садоводство.
На нач. 1970вр-не было 2,9 млн. голов кр. рог. скота (в т. ч. 1,4 млн.
коров), 1,5 млн. свиней и 2,4 млн. овец и коз. Удельный вес района в РСФСР
составляет (1969, в %): по произ-ву зерна - 3,2, картофеля - 12, овощей
- 5,8, молока - 7,1, мяса - 6,0.


Ж.-д. и речной транспорт благодаря положению
района на важнейших транзитных путях страны является одной из отраслей
общесоюзной специализации. Трансп. сеть района радиальная с центром в г.
Горьком. Судоходство по Волге, Оке, Вятке, Ветлуге. Развивается трубопроводный
транспорт (нефте- и газопроводы из Поволжья).


В В.-В. э. р. ввозится большое кол-во топлива
и пром. сырья, в особенности угля (из Кузбасса, Донбасса, а также месторождений
Урала), нефти и газа (из Волго-Уральской нефтегазоносной области), чёрных
металлов (с Урала и Юга). Вывозятся машины и металлоизделия, пром. товары
широкого потребления, хим. продукты, картофель, хмель. В Центр, Поволжье,
на Украину и Северный Кавказ отправляются лесоматериалы.


Лит.: Матвеев Г. П., Приваловская
Г. А., X о р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географическая характеристика,
М., 1961; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький],
1964; Хо р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географический очерк,
М., 1964; X о р е в Б. С., Узловые вопросы развития и размещения производительных
сил Волго-Вятского экономического района, в сб.: Развитие и размещение
производительных сил экономических районов СССР, М., 1967; Средняя полоса
Европейской части СССР, М., 1967. Б. С. Хорее.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я