Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ

ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ

ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ имени
В. И. Ленина, соединяет pp. Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения.
Длина водного пути 101 км (из них 45 км проходят по рекам
и водохранилищам).


Проблема соединения Волги и Дона имеет
многовековую историю. Попытку построить судоходный канал предпринял Пётр
I в конце 17 в. Позднее были разработаны ещё неск. проектов соединения
этих рек, но они не были осуществлены. Сооружение В.-Д. с. к. началось
перед Великой Отечеств, войной 1941-45, прервавшей работы по строительству
канала. В 1948-52 В.-Д. с. к. был построен и стал важным звеном единой
глубоководной транспортной системы Европейской части СССР.


В.-Д. с. к. идёт от Сарептского затона
Волги (в юж. части Волгограда) по долине р. Сарпы, вдоль подножия Ергеней,
по водоразделу Волги и Дона, выходит в долину р. Червлёной, проходит через
водохранилища Варваровское, Береславское (на р. Червлёной), Карповское
(на р. Карповке) и выходит в р. Дон у г. Калача-на-Дону на Цимлянском
водохранилище,
образованном плотиной Цимлянской ГЭС. На волжском склоне
(на участке в 20 км) расположено 9 однокамерных однониточных шлюзов,
поднимающих суда на 88 м, на донском склоне - 4 таких же шлюза со
спуском в 44 м. Канал Питается донской водой, к-рая подаётся на
его водораздельную часть тремя мощными насосными станциями (Карповской,
Мариновской и Варваровской). Часть воды используется для орошения. Габариты
шлюзовых камер на канале меньше волжских, но допускают движение судов грузоподъёмностью
до 5 тыс. т, к-рые, однако, не могут проходить с полным грузом по
ещё не шлюзованному ниж. Дону. Главные массовые грузы с Дона на Волгу:
донецкий уголь (перегрузка с жел. дороги гл. обр. в Усть-Донецком порту)
в основном в волжские города и в Центральный р-н, минеральные стройматериалы,
зерно. С Волги на Дон: верхневолжский, камский и сибирский лес (последний
с перевалкой с жел. дороги в портах басс. Камы), серный колчедан с Урала,
нефтепродукты с Поволжья. В пассажирском движении значительно число туристских
теплоходов.


В.-Д. с. к. совместно с Цимлянским гидроузлом
(группа архитекторов под рук. Л. М. Полякова) - единый архит. ансамбль,
тематика к-рого посвящена сражениям за Царицын в годы Гражданской войны,
за Сталинград в годы Великой Отечеств, войны.

Один из шлюзов Волго-Донского судоходного
канала имени В.И.Ленина.



Лит.: Бернштей н-К о г а н С. В.,
Волго-Дон. Историко-географический очерк, М., 1954; Стражевский А., Шмелев
А., Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону. [Путеводитель], М., 1968.

М. Б. Вольф.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я