ВОЛЬНАЯ ГАВАНЬ
часть порта (включающая
водные бассейны, набережные и прилегающие участки со складами), отделённая
от остальной территории порта таможенным барьером. В. г. были организованы
в ряде стран в последней четверти 19 в. для завоза и складирования привозимых
мор. путём из-за границы товаров в целях развития междунар. торговли -
создания благоприятных условий для реэкспорта и транзита этих товаров.
Розничная продажа и потребление не оплаченных таможенными пошлинами товаров
в В. г. не разрешались; допускалась лишь переупаковка товаров, их сортировка
и очистка, а также заключение оптовых торг, сделок по продаже и перепродаже
завезённых иностр. товаров и заключение кредитных сделок. В. г. использовались
в интересах конкуренции данного порта с близлежащими иностр. портами. Организации
В. г. предшествовало образование порто-франко, имевших своей целью сосредоточение
мор. торговли в определ. мор. портах, к-рые должны были явиться пунктами
завоза ещё не проданных товаров с последующей доставкой их покупателям
в конечные пункты назначения. Отсутствие таможенных формальностей в В.
г. сокращало простой судов, ускоряло оборот капитала в сфере торговли.
Одна из первых В. г. была организована в 1876 в Генуе. Значит, известность
приобрели В. г. в Гамбурге (с 1882), в Триесте (с 1891), а также в Рот
тердаме, Антверпене, Венеции, Александрии. Ряд В. г. был создан в скандинавских
странах - в гг. Копенгагене, Мальме, Гётеборге, Стокгольме. Учреждены были
В. г. и в США, где получили наименование внешнеторг. зон. В Нью-Йорке В.
г. открыта в 1937. В нек-рых портах США имеются находящиеся в ведении таможенных
властей склады, где беспрепятственно могут быть складированы ввозимые иностр.
товары с выдачей обязательств о последующей оплате таможенных пошлин. В
совр. условиях междунар. торговли В. г. утрачивают своё значение. А.
Д. Кейлин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я