ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст,
имя и фам. Мари Франсуа А р у э (Arouet)] (21.11.1694, Париж,- 30.5.1778,
там же), французский писатель, философ, историк. Чл. франц. академии (1746).
Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за
эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Англ, впечатления В.
отражены в "Философских письмах" (1733), в к-рых он показал, что обществ,
строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это
сочинение было осуждено франц. парламентом на сожжение (1734). В течение
10 лет В. жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 В. был приближен ко двору
Людовика XV, в 1750- 1753 - прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился
близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской (см. Кальвинизм)
республике;
с 1758 обосновался в своём имении фернё на границе Франции и Швейцарии.
Слова "раздавите гадину" (т. е. католич. церковь) - девиз В. этих лет.
Его творчество подчинено борьбе с религ. нетерпимостью и мракобесием. Он
выступал в защиту жертв религ. фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг.
наряду с идеалом просвещённой монархии В. выдвигал идеал республики как
наиболее разумной формы гос. устройства ("Республиканские идеи", 1762).
В. являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного обществ, мнения Европы,
ферне стал местом паломничества. С В. были вынуждены считаться европ. монархи;
Екатерина II, Фридрих II, Густав III и др. домогались его дружбы. Возвращение
в Париж в февр. 1778 превратилось в триумф писателя.


По своим филос. взглядам В.- деист, последователь
Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистич. объяснения природы,
В. не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение
и способность ощущать и мыслить. В религии В. видел и узду моральную и
социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и обществ,
порядок. Сочувствуя народу, В. испытывал страх перед движением низов и
изменение общества мыслил в виде "революции сверху", осуществляемой "просвещенным"
монархом в интересах нации. Историч. труды "Век Людовика XIV" (изд. 1751
и 1768), "Опыт о нравах и духе народов" (изд. 1756), "История Российской
империи в царствование Петра Великого" (1759-63) явились важной вехой европ.
историографии. Осн. внимание В. уделял не королям и полководцам, а истории
самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма,
В. выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако,
прогресс абстрактно-идеалистически.


В своей эстетике и драматургии В. продолжал
традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политич. и
филос. мыслью. Показательна трагедия "Фанатизм, или Магомет пророк" (1742,
рус. пер. 1798), где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной
роли церкви и религ. фанатизма. Проникнутые тираноборч., респ. пафосом
трагедии "Брут" (пост. 1730, изд. 1731, рус. пер. 1783), "Смерть Цезаря"
(1735, рус. пер. 1777) и др. предвосхищают театр Великой франц. революции.
Другая тенденция драматургии В.- защита естеств. прав человеч. личности
("Заира", пост. 1732, рус. пер. 1779; "Альзира, или Американцы", 1736,
рус. пер. 1786; "Танкред", пост. 1760, рус. пер. 1816) - связана с интересом
к У. Шекспиру; здесь В. привлекает начало "природы" и "свободы"; но целиком
принять Шекспира В. не мог, считая его "гением без правил", "дикарём",
нарушающим художеств, вкус и меру.


В поэме В. "Генриада" (1728), посвящённой
франц. королю Генриху IV, осуждение феод, анархии и утверждение идеала
просвещённого абсолютизма облечено в форму эпич. поэмы; образы античных
богов заменены здесь искусств, аллегорич. фигурами - Фанатизма, Раздора,
Любви. В героикомич. поэме "Орлеанская девственница" (1735, анонимное изд.
1755, неск. изменённое изд. 1762), поев. Жанне д'Арк, В. развенчивает религ.
легенду о святой спасительнице Франции и зло смеётся над религией и духовенством.
Лирика В.- в русле т. н. "лёгкой поэзии"; отличающаяся изысканным изяществом,
она проникнута эпикурейскими, а подчас и антиклерикальными мотивами. На
отвлечённо филос. темы написаны: "Рассуждение в стихах о человеке" (1738,
рус. пер. 1788), "Поэма об естественном законе" (1756, рус. пер. 1786)
и "Поэма о гибели Лисабона" (1756, рус. пер. 1763), в к-рой оспаривается
учение Лейбница о предустановленной гармонии.


Наибольшее значение в художеств, наследии
В. имеют его филос. повести: "Задиг, или Судьба" (1748, рус. пер. 1765),
"Мемнон, или Человеческая мудрость" (1747, рус. пер. 1782), "Микромегас"
(1752, рус. пер. 1788), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767,
рус. пер. 1775), "Вавилонская принцесса" (1768). Содержание этих повестей
- не частная жизнь героев, а филос. идея, касающаяся мира в целом, проблемы
"мирового зла". Гл. место в них занимает критика обществ, порядков, сатирич.
осмеяние церкви, суда, королев. власти. Развенчивая философию оптимизма
(особенно в "Кандиде"), в к-ром он теперь видит оправдание существующего
социального зла, В. не теряет веру в возможность изменения мира, и его
формула "надо возделывать наш сад" является филос. выводом - призывом к
активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естеств.
человека (особенно в повести "Простодушный"), В. не звал к утраченной простоте,
как Ж. Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Используя
приключенческо-авантюрный сюжет, вост. экзотику, фантастику, В. создал
особое иск-во мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение
идей и развитие сюжета подчиняется логике филос. положений. Влияние В.
на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин "вольтерьянец"
стал нарицательным.

"Увенчанный Вольтер". Худ. К. Л. Дере.

"Вольтер в кабриолете". Картина Ж. Юбера.
3-ячетверть 18в. Эрмитаж. Ленинград.



Соч.: GEuvres completes, v. 1 - 52, P.,
1877-85; Voltaire's correspondence, ed. by T. Besterman, v. 1 - 107, Gen.,
1953-65; в рус. пер. - Соч., СПБ, 1913; Избр. произв., М., 1947; Письма,
М.- Л., 1956; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1 -
2, М.- Л., 1931; Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести,
М., 1971; философские повести, М., 1954.


Лит.: М о р л е и Д., Вольтер, пер.
с англ., М., 1889; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ, 1912; Державин К.
Н., Вольтер, [М.], 1946; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. М. П. Алексеева,
Л., 1947; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. В. П. Волгина, М.- Л.,
1948; Артамонов С., Вольтер, М., 1954; Соколов В. В., Вольтер. Общественно-политические,
философские и социальные воззрения, М., 1956; Сигал Н., Вольтер, Л.- М.,
1959; Обломиевский Д., Французский классицизм, М., 1968; Акимова А. А.,
Вольтер, М., 1970; Desnoiresterres G., Voltaire "t la societe au XVIII
siecle, v. 1 - 8, P., 1871 - 1876; Lion H., Les tragedies et les theories
dramatiques de Voltaire, P., 1895; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Naves
R., Le gout de Voltaire, P., 1938; его же, Voltaire, 7 ed., P., 1962; В
e 1 1 e s о г t A., Essai sur Voltaire. P., 1950; Lancaster Н. С., French
tragedy in the time of Louis XV and Voltaire (1715 -1774), v. 1-2, Baltimore,
1950; Diaz F., Voltaire Sto-rico, Torino, 1958; Charpentier J., Voltaire,
P., 1955; Studies on Voltaire and the 18th century, ed. by T. Besterman,
v. 1 - 12, Gen., 1955-60 (изд. продолжается); Р о n e a u R., La religion
de Voltaire, P., 1956; его же, Voltaire par lui-meme, P., 1963; Besterman
Т., Voltaire essays and another, L., 1962; его же, Voltaire, [L.- Harlow,
1969]; Brailsford H. N., Voltaire, L., 1963; GrossR. H., Voltaire nonconformist,
[L., 1968].


Библиографические издания; Языков Д., Вольтер
в русской литературе, 2 изд., М., 1902; Державин К. Н., Из русской библиографии
Вольтера, в сб.: Вольтер, Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг,
М.- Л., 1961; Querard J. М., Bibliographic voltairienne, P., 1824; Bengesco
G., Bibliographie des oeuvres de Voltaire, v. 1 - 4, P., 1882 - 90; В а
г г М., A bibliography of writings on Voltaire. 1825 - 1925, N. Y., 1929;
e e ж e, Quarante annees d'etudes voltairiennes. Bibliographie analytique
des livres et articles sur Voltaire, 1926-1965, P., [1969].

В. Я. Ьахмутский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я