ВОЛЯ

ВОЛЯ , способность к выбору цели
деятельности и внутр. усилиям, необходимым для её осуществления. В.- специфич.
акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное
действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является
волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики
цели действия, её соответствия принципам и нормам личности.


Для субъекта В. характерно не переживание
"я хочу", а переживание "надо", "я должен". Осуществляя волевое действие,
человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.


По своей структуре волевое поведение распадается
на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия
и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что
в психология, лит-ре называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение
реализуется в разных психологич. условиях, начиная от таких, в к-рых достаточно
принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой
(напр., действия человека, увидевшего тонущего ребёнка), и кончая такими,
в к-рых реализации волевого поведения противостоит к.-л. сильная потребность,
что порождает необходимость в спец. усилиях для её преодоления и осуществления
намеченной цели (проявление "силы" В.).


Различные истолкования В. в истории философии
и психологии связаны прежде всего с противоположностью детерминизма
и
индетерминизма;
первый рассматривает В. как обусловленную извне (физич., психологич.,
социальными причинами или же божеств, предопределением - в супранатуралистич.
детерминизме), второй - как автономную и самополагающую силу (см. Свобода
воли).
В учениях волюнтаризма В. предстаёт как изначальное и
первичное основание мирового процесса и, в частности, человеч, деятельности.
Различие философских подходов к проблеме В. нашло своё отражение в психологич.
теориях В., к-рые могут быть разделены на две группы: "автогенетические"
теории В., рассматривающие её как нечто специфическое, не сводимое к к.-л.
др. процессам (В. Вундт, Н. Ах, И. Линдворский - Германия и др.), и "гетерогенетические"
теории, определяющие В. как нечто вторичное, продукт к.-л. др. психич.
факторов и явлений - функцию мышления или представления (интеллектуалистич.
теории В.- мн. представители школы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс-Австрия,
Э. Мёйман - Германия и др.), чувств (Г. Эббингауз - Германия, Э. Блейлер
- Швейцария), комплекс ощущений
(ассоцианизм)
и т. п.


Сов. психология, опираясь на диалектич.
и историч. материализм, рассматривает В. в аспекте её обществ.-историч.
обусловленности. Осн. направлением изучения В. в сов. психологии является
изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из В.) действий
и высших психич. функций (произвольного восприятия, запоминания и т. д.).
Произвольный характер действия, как это было показано сов. учёным Л. С.
Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды
орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребёнка первонач.
непроизвольные процессы восприятия, памяти и т. д. приобретают произвольный
характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность
к удержанию цели действия. Важную роль в изучении В. сыграли работы сов.
психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории установки.


Проблема воспитания В. имеет большое значение
для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие
целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для
достижения цели. В. тесно связана с характером человека и играет
значит, роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространённой
точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как
интеллект - основой мыслительных процессов, а темперамент - эмоциональных
процессов.

Н. Г. Алексеев, Ш. Н. Чхартишвили.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я