ВОРОНИХИН
Андрей Никифорович [17(28).10.1759,
с. Новое Усолье, ныне Пермской обл.,-21.2(5.3).1814, Петербург], русский
архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова,
отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной
живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова);
с 1779 - в Петербурге. В 1786-90 жил в Швейцарии и Франции, где изучал
архитектуру, механику, математику, физику, естеств. науки. В 1797 получил
звание академика "перспективной живописи" АХ (за произв. "Вид картинной
галереи в Строгановском дворце", акварель, 1793, Эрмитаж, Ленинград, и
"Вид Строгановской дачи", масло, 1797, Рус. музей, Ленинград), с 1802 профессор
АХ. Ранние архит. работы В. (отделка интерьеров Строгановского дворца в
Петербурге, 1793; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795-96;
дом в усадьбе Городня Калужской губ., 1798) отличаются ясностью композиции,
изяществом и утончённостью деталей. В своём творчестве В. продолжил лучшие
традиции и достижения рус. зодчества. Развивая принципы дворцовых композиций
Баженова, И. Е. Старова, Казакова, В. создал новый простой и строгий тип
обществ, здания, в своём архит. образе выражающий мощь и величие рус. гос-ва.
Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произв.
В.- Казанский собор в Ленинграде (1801-11). Стр-во этого здания
на центр, магистрали положило начало созданию крупных гор. ансамблей на
Невском проспекте. Градостроит. начало играет осн. роль и в последующих
работах В.- здании Горного ин-та (1806-11) с монументальной колоннадой,
обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря (илл. см. т. 1,
табл. XLVI), неосуществлённых проектах Исаакиевского собора в Петербурге
(1808-10) и храма Христа в Москве (1813). В. участвовал также в стр-ве
дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец; нач. 1800-х
гг.) и Павловске (1802-08), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы; нач.
19 в.). Всем сооружениям этого периода, выполненным в принципах русского
ампира
с
применением новых, облегчённых конструкций и естеств. строит, материалов,
присуща большая архит.-художеств, выразительность, достигаемая ясностью
пространственной композиции, контрастом больших гладких плоскостей стен
с колоннадами, скульптурой и крупным, сочным орнаментом.
Большое значение имела деятельность В.
в области прикладного иск-ва - мебели, осветит, приборов, стёкол, кам.
и фарфоровых ваз, проекты к-рых создавались им в органическом сочетании
интерьера с архитектурой.
Лит.: Панов В. А., Архитектор А.
Н. Воронихин, М., 1937; Гримм Г. Г., Архитектор Воронихин, Л.- М., 1963.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я