ВОРОШИЛОВГРАДСКИЙ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
им. Октябрьской революции, один из крупнейших заводов транспортного
машиностроения СССР. Находится в г. Ворошиловграде. Создан на основе Луганского
паровозостроит. з-да Гартмана, строительство к-рого началось в 1896. В
1900 был выпущен первый паровоз. До Великой Окт. революции з-д выпускал
маломощные грузовые паровозы, стальное и чугунное литьё, прокат, стационарные
паровые котлы. 3-д известен своими революц. и трудовыми традициями. В 1896
состоялась первая забастовка рабочих завода, в 1900 организован первый
с.-д. кружок, в 1905 было создано депутатское собрание и организована боевая
дружина. С 1903 на з-де работал К. Е. Ворошилов. Здесь работали
А. Я. Пархоменко и др. большевики-подпольщики. Из заводских рабочих-добровольцев
Ворошилов сформировал 1-й Луганский социалистич. отряд, к-рый в составе
5-й армии совершил героич. поход к Царицыну (1918). В годы довоен. пятилеток
(1929-40) з-д был коренным образом реконструирован. Построены новые цехи
с мощным специализированным оборудованием. На з-де строились грузовые паровозы
серии ФД (1931), пассажирские И С (1936) и опытный высокоскоростной паровоз
2-3-2 (1937). Паровозы ФД и ИС были представлены в числе лучших образцов
мирового локомотивостроения на Парижской междунар. выставке (1937). В годы
Великой Отечеств, войны в период нем.-фаш. оккупации города (июль 1942
- февраль 1943) з-д был разрушен. 23 окт. 1945 выпущен первый послевоенный
паровоз серии СО. Стр-во паровозов завершилось созданием серии Л и ЛВ (в
1956) и в том же году как подарок 20-му съезду КПСС построек первый тепловоз
ТЭ 3. В 60-е гг. были созданы скоростные локомотивы с гидропередачей ТГ
100, ТГ 102, ТГ 105, ТГ 106 и с электропередачей ТЭ ЗЛ, 2ТЭ ЮЛ, ТЭ ЮЛ.
В кон. 60-х гг. з-д выпускал тепловозы 2ТЭ ЮЛ и М 62. В 1969 выпуск товарной
продукции вырос по сравнению с 1965 на 36,5%. 3-д награждён орденом Ленина
(1947). В. Я. Морозова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я