ВОСКОВАЯ
<ЖИВОПИСЬ, вид живописной
техники, при к-рой связующим краски веществом служит воск. Благодаря его
малой хим. активности и влагоустойчивости произв., выполненные В. ж., сохраняют
в течение мн. веков первонач. свежесть локального цвета, плотность и фактуру
красочного слоя. В. ж. с 14 в. до н. э. применялась в Др. Египте для окраски
фасадов храмов. В Др. Греции к 5 в. до н. э. была выработана технология
наиболее прочной В. ж. горячим способом (энкаустика, от греч. enkaio -
выжигаю): сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый раскалённой
бронз, лопаткой участок основы. Согласно Плинию Старшему, этим способом
писали Зевксис и Паррасий (произведения не сохранились), фаюмские портреты
(1 в. до н. э.-4 в. н. э.) и византийские иконы (до 12 в.) выполнялись
В. ж., в к-рой энкаустика постепенно сменялась восковыми красками на скипидаре
(т. н. холодный способ) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих
масел), менее прочными, но и менее сложными для работы. В наст, время В.
ж. применяется гл. обр. для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления
при реставрации живописи.
Лит.: Шмидт Г., Техника античной
фрески и энкаустики, М., 1936; Кудрявцев Е. В., Техника реставрации картин,
М., 1948; Хвостенко В. В., Техника энкаустики, М., 1956; К и п л и к Д.
И., Техника живописи, М.- Л., 1960.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я