ВОСПРИЯТИЕ
сложная система процессов
приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение
объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением
выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный
чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В.
в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления
и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки
В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения,
иллюзии (подробнее см. Теория познания).
К числу процессов В. относятся: обнаружение
объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков в объекте: выделение
в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление
с выделенным содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы"
В.).
Большой вклад в развитие науки о В. внесли
философы, астрономы, физики, художники - Аристотель, Демокрит, И. Кеплер,
Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и мн. др. Внимание психологов
и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных)
эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий,
в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология
такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно
развитый Дж. Локком и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк).
В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В.,
согласно к-рой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних
агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта.
Ограниченность такого подхода - игнорирование деятельности субъекта, исследование
лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов
как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование
нервных процессов в идеальные психич. образы,- практически затрудняла разработку
способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития,
а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистич. теориям, либо
к отказу от естеств.-науч. объяснения В.
Решающий шаг в преодолении пассивной "рецепторной"
концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии
диалектич. материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных
процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на
обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия.
В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей
на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне
входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т. д.)
исследуются анатомо-морфологич., биофиз., электрофизиол. особенности деятельности
рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиол., психологич.,
социально-психологич. уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисл.
исследования по созданию технич. устройств, имитирующих работу органов
чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках
журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть,
что до наст, времени не удалось построить единую теорию В., к-рая интегрировала
бы результаты многочисл. исследований. С большими трудностями сталкиваются
попытки моделирования таких свойств В., как осмысленность, предметность,
константность и др.
Согласно совр. представлениям, совокупность
процессов В. обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное
отражение объективной реальности. Адекватность образа В. (его соответствие
действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании
происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих
систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в
движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани,
воспроизводящих слышимый звук, и т. д.- во всех этих случаях создаётся
копия, сопоставимая с оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную
систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся
образу и соответственно к практич. действиям, реализующимся на основе этого
образа. Следовательно, В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся
процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям
отражаемого объекта.
Важное свойство В.- возможность перестройки
чувств, моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов
их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом
многих перцептивных (от лат. perceptio - восприятие) моделей. В процессе
их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства
и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким,
каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы В. (перцептивные
действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях
онтогенеза, где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и
их роль в формировании образов В. В дальнейшем они претерпевают ряд последоват.
изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта "усмотрения"
объекта, к-рый был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно
принимался ими за исходную генетически первичную форму В.
Любая живая система обладает выработанным
алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей.
Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих
систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися
образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно
изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью
собств. движений и действий нек-рое подобие, образ воспринимаемого объекта;
с др. стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации
на "язык" оперативных единиц В. или перцептивных моделей, уже освоенных
субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением
воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта
субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию
полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной
реальности.
В развитых процессах В. имеются спец. перцептивные
действия; на их основе производится выделение информативного содержания,
по к-рому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им
перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец,
опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию.
Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования
образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного
объекта нек-рые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы
(особенно ярко это проявляется в зрении) обладают нек-рой "манипулятивной"
способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования
образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию,
при к-рой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации.
В целостном акте поведения существует ещё
одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации
образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения.
В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного
планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование
образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее
вносящее существ, вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. В.-
не пассивное копирование действительности, а активный творч. процесс познания.
Изучение В. имеет важное значение и свои
специфич. стороны в области эстетики, педагогики, спорта и т. д.
Лит.: Волков Н. Н., Восприятие предмета
и рисунка, М., 1950; Соколов Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М.,
1958; Ананьев Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960; Леонтьев
А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Розенблатт ф., Принципы
нейродинамики, пер. с англ., М., 1965; Я р б у с А. Л., Роль движений глаз
в процессе зрения, М., 1965; Ш е х т е р М. С., Психологические проблемы
узнавания, М., 1967; Восприятие и действие, М., 1967; Грегори Р. Л., Глаз
и мозг, пер. с англ., М., 1970; Зинченко В. П. иВергилес Н. Ю., Формирование
зрительного образа, М., 1969; А 1 1 р о г t F. Н., Theories of perception
and the concept of structure, N. Y.- L., [1955]. В. П. Зинченко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я