Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА в
совр. границах образована в мае 1961 на базе Красноярской и Вост.-Сиб.
ж. д.; управление в г. Иркутске. Пролегает в основном по терр. Красноярского
края, Иркутской обл., Бурятской АССР и частично по терр. Кемеровской и
Читинской обл. Граничит с Зап.-Сиб. ж. д. (ст. Междуреченск и Мариинск),
с Забайкальской ж. д. (ст. Петровский Завод). На юге В. ж. д. подходит
к гос. границе СССР с МНР (ст. Наушки). Эксплуатац. длина В. ж. д. в совр.
границах (1970) - 5312 км (3,9% протяжённости всей ж.-д. сети СССР).
Дорога связывает р-ны Вост. Сибири, Забайкалья и Д. Востока с остальной
сетью ж. д. страны. В- ж. д. обслуживает крупные пром. р-ны по добыче жел.
руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия
энергетич. и хим. пром-сти, машино- и станкостроения, цветной металлургии
и др. Кроме того, В. ж. д. обслуживает с.-х. р-ны по произ-ву зерна и р-ны
развитого животноводства. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия
грузов: Черемхово, Ададым, Заозёрная, Коршуниха, Китой, Базаиха, Суховская,
Енисей, Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ, Лена, Братск, Ачинск, Абакан и др.


Основная линия В. ж. д.- Мариинск - Петровский
Завод (часть будущей транссибирской магистрали) была построена в 1898-1905.
За годы Сов. власти в р-нах Вост. Сибири построены линии: Ачинск - Абакан
(1926), соединившая с сетью ж. д. Минусинский угольный басс., Абаканское
месторождение руды и р-ны развитого с. х-ва; Заудинский - Наушки (1940),
соединившая ж. д. СССР с ж. д. МНР и создавшая выход к гусиноозёрским углям.
Построена (1958) крупная ж.-д. линия Тайшет - Братск - Лена, предназначенная
для обслуживания Братского энергопром. комплекса, Коршуновского железорудного
месторождения и богатых лесозаготовит. р-нов. В 1959 приняты в эксплуатацию
линия Абакан - Междуреченск (и далее до Новокузнецка) с ответвлением от
Аскиза до Абазы, а в 1965 - одна из крупней ших новостроек семилетки -
линия Тайшет - Абакан (647 км), создавшие новый выход из р-нов Вост.
Сибири в Кузбасс, Казахстан, Ср. Азию. Линия Ачинск - Маклаково (Абалаково)
(1967) обслуживает новые р-ны лесозаготовок. Строятся (1971) ж.-д. линии
Решоты - Богучаны и Хребтовая - Усть-Илим. В пунктах Красноярск, Макарьево,
Маклаково, Братск, Лена, Улан-Удэ, Иркутск ж. д. взаимодействует с речным
транспортом.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА,
схема



По размерам грузовых перевозок В. ж. д.
занимает одно из первых мест. В 1969 грузооборот В. ж. д. составил 138
млрд. т*км (5,8% от грузооборота сети). Более 90% грузооборота осваивается
электрич., а ок. 10% - тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота транзит
составляет 15%, ввоз 12%, вывоз 34% и местное сообщение 39%. В числе транзитных
грузов наибольший удельный вес имеют чёрные металлы, нефтегрузы, хлебные
грузы, продукция лёгкой и пищ. пром-сти, машиностроения, химии. Ввозит
В. ж. д. металлы, стройматериалы, нефтепродукты, продукцию машиностроения,
лёгкой и пищ. пром-сти и частично хлебные грузы; вывозит лесоматериалы,
нефтегрузы, жел. руду, уголь, продукцию лесохимии. В местном сообщении
преим. перевозятся строит, грузы, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты,
продукция с. х-ва. Грузонапряжённость В. ж. д. примерно в 1,5 раза выше
среднесетевой.


Общий пассажирооборот В. ж. д. в 1969 составил
7,8 млрд. пассажиро-километров (3% от сетевого), г. С.Райхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я