ВРУБЕЛЬ

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [5(17).3.1856,
Омск, -1(14).4.1910, Петербург], русский живописец. Учился в петерб. АХ
(1880-84) у П. П. Чистякова. Неоднократно бывал в Италии и Франции,
посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и
Н. Н. Ге, В. в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека,
к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире.
Но в условиях сложного и противоречивого развития рус. художеств, культуры
кон. 19 - нач. 20 вв. стремление решить эти вопросы приводило В., стоявшего
в стороне от обществ, борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей
преодоления острых противоречий бурж. действительности, к мучительным поискам
выхода лишь во внутр., духовной жизни человека. Это придаёт творчеству
В., как и творчеству ряда др. рус. художников кон. 19-нач. 20 вв., субъективные,
индивидуалнстич., а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало
ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского
общества. В. обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной
мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности,
таинственности, характерные и для поэзии раннего рус. символизма. Разносторонность
художественного творчества как выражение мечты соединить иск-во с жизнью,
поиски высокого монументального стиля и нац. формы в иск-ве, приверженность
к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произв. В. характерные
черты стиля "модерн". Это особенно свойственно нек-рым панно (напр.,
триптих "Фауст" для дома А. В. Морозова в Москве, 1856, Третьяковская гал.;
"Утро", 1897, Рус. музей, Ленинград). Однако творчество В. гораздо шире
и символизма, и стиля "модерн". Стремление создать сложную картину мира,
в к-ром всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов
таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органич. слиянию в произведениях
В. мира человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899, "К ночи", 1900,
"Сирень", 1900,- все в Третьяковскбй гал.).


В 1884-89 В. жил в Киеве, где создал иконы
и ряд стенных росписей (в т. ч. композицию над хорами "Сошествие святого
духа", масло, 1884) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи
Владимирского собора (в т. ч. четыре варианта композиции "Надгробный плач"
- все акварель, графитный .карандаш, Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину
"Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). В поисках большей духовности,
монументальности и пластич. выразительности произв. В. обращается к опыту
классич. иск-ва. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной
манере В., живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность
и обострённая экспрессия византийского и др.-рус. иск-ва, цветовое богатство
венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление неск. планов
в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных
пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму,
напоминающее витраж горение красок и эмоцион. цветовые сочетания становятся
в творчестве В. (окончательно манера В. сложилась в нач. 1890-х гг.) пластич.
средствами выражения того тревожного и драматич. восприятия мира, к-рое
во многом определяет своеобразие его творчества.

М. А. Врубель. Автопортрет (фрагмент).
Уголь, сангина. 1904. Третьяковская галерея. Москва.



В творчестве В. киевского периода впервые
проявилось характерное для В. противоречие между мечтой о художеств, преображении
мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах
монументального иск-ва и бурж. действительностью, к-рая не давала В. возможности
средствами своего иск-ва утверждать гуманистич. идеалы (величеств, монументальные
замыслы В. не были осуществлены, он выполнял лишь панно для бурж. особняков).
С тягой В. к монументальному иск-ву связаны декоративные поиски, к-рые
определяют его творчество в 1890-е гг., когда В., переселившись в Москву
(в кон. 1889), вошёл в абрамцевский художеств, кружок мецената С. И. Мамонтова
(см. Абрамцево). В эти годы В. выполняет панно и станковые произв.
("Венеция", 1893, Рус. музей; "Испания", ок. 1894 и "Гадалка", 1895,- оба
в Третьяковской гал.), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова
"Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе Салтане", 1900,-
все в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы архит.
деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамич. мастерской ("Египтянка",
"Мизгирь", "Купава"-. все 1899-1900, Третьяковская гал.), выступает в роли
архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской ул.
в Москве, 1891) и MaqTepa прикладного иск-ва. В эти же годы В. работает
над иллюстрациями к произв. М. Ю. Лермонтова ("Измаил-бей", акварель, белила,
тушь, сепия, Третьяковская гал. и Лит. музей, Москва, и "Герой нашего времени",
акварель, белила, Третьяковская гал.,- все 1890-91). Гл. темой творчества
В. в моcк, период стала тема Демона. В "Демоне" (1890, Третьяковская гал.)
и иллюстрациях к одноим. поэме М., Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-91,
Третьяковская гал., Рус. .музей и др. собрания) В. в символич. форме ставит
"вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой
героич. личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость
действительности, трагически ощущающего своё одиночество. Эпоха тяжёлых
социальных противоречий и обществ, разлада, бунтарские настроения предреволюц.
поры - всё это оказывало воздействие на работу В. над темой Демона, к-рая
завершилась "Демоном поверженным" (1902, Третьяковская гал.). Необычность
изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель, обречённость,
а также отражает огромное внутр. напряжение художника, его лихорадочные
поиски образа подлинно трагедийной силы. В. исполнил ряд портретов, отличающихся
филос. глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели (портреты
С. И. Мамонтова, 1897, К. Д. Арцыбушева, 1897, Н. И. Забелы-Врубель, 1898,-
все в Третьяковской гал.: портрет сына, акварель, белила, графитный карандаш,
1902, Рус. музей). В 1900-е гг. творчество В. приобретает характер трагич.
исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм,, а
порой и черты болезненного надлома (с 1902 В. страдал тяжёлой душевной
болезнью и в 1906 ослеп). В эти годы лучшими произв. В. становятся графич.
портреты, замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной
чёткостью построения форм (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное
собрание, Москва; "После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель", пастель,
уголь, 1905, портрет В. Я. Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906,-оба в Третьяковской
гал.). Человеческая одухотворённость свойственна и сравнит, немногочисленным
у В. пейзажным работам ("Дерево у забора", графитный карандаш, 1903-04,
Третьяковская гал.), натюрмортам ("Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан",
графитный карандаш, Рус. музей, Ленинград).


Лит.: Яремич С. П., М. А. Врубель,
М., [1911]: И в а н о в А. П., Врубель, 2 изд.. П., 1916; М. А. Врубель,
Выставка произведений. Каталог, М., 1957; Врубель. Переписка. Воспоминания
о художнике. Вступ. ст. Э. П. Гомберг-Вержбинской, Л.- М., 1963]; Врубель.
Рисунки к произведениям М. Ю. Лермонтова. Ред.-составитель М.И.Флекель.
Автор текста А. А. Сидоров, Л., 1964; М. А. Врубель. 1856 - 1910. [Альбом.
Вступ. ст. ("Природа и человек в искусстве Врубеля")- А. А. Фёдорова-Давыдова].
М., 1-968.

В. И. Ракитцн, 0. М. Петюшенко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я