ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
в мифологии ряда
народов "божья кара", ниспосланная на человечество или на всё живое на
земле. Первая фиксация мифа о В. п., датируемая 1-й пол. 2-го тыс. до н.
э.,- шумерская; от потопа, ниспосланного богами, чтобы уничтожить "семя
рода человеческого", спасается на огромном корабле лишь праведный Зиусудра.
В аккадском эпосе о Гилъгамеше (сер. 2-го тыс. до н. э.) спасающийся
от потопа Утнапиштим берёт с собой на корабль, к-рый он строит по
совету бога Эа, "семя всего живого". Во фрагментах другого аккадского эпоса
("Эпос об Атрахасисе") ниспослание потопа мотивируется тем, что шум расплодившегося
человечества мешает спать богу воздуха Энлилю. По евр. мифу (Ветхий завет),
В. п. насылается за тяжкие прегрешения и истребляет "все сущее с лица земли",
за исключением праведника Ноя с его семьёй и пары "от всякой плоти"
- 7 пар чистых животных, 7 пар нечистых и 7 пар птиц. Они спасаются на
ковчеге, построенном Ноем по велению божию. Варианты ближневост. мифа о
В. п., вероятно, отражают в мифологизированной форме гигантское наводнение,
происшедшее в долине Тигра и Евфрата на рубеже 4- 3-го тыс. до н. э. Библейский
миф о В. п. стал основой его мусульм. и мандейского (см. Мандеизм) вариантов.
Ряд учёных считает генетически связанным с Месопотамией др.-греч. миф о
В. п. Аналогичные мифы имеются также в кит. мифологии, в мифологии майя.
Аналогом мифа о В. п. является др.-иран. миф о суровом морозе и наводнении
после 1000 лет правления царя Иимы.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я