ВСЕОБЩЕЕ

ВСЕОБЩЕЕ форма существования всех
особенных и единичных явлений, закономерная форма их взаимосвязи в составе
конкретного целого. Различаются абстрактно-В. и конкретно-В. Абстрактно
В.- отражаемое в созерцании и представлении сходство, подобие, тождество
всех чувственно-воспринимаемых явлений, одинаково свойственные каждому
из них, взятому порознь, "признак" (определённость вообще). Конкретно-В.-
отражаемая в понятии внутренне необходимая связь (взаимообусловленность)
различных и противоположных явлений, закон их перехода и превращения друг
в друга, выступающие на поверхности явлений не в виде их сходства, подобия
и тождества, а, наоборот, через их различие, особенность, противоположность.


Полемика между различными решениями проблемы
В. пронизывает всю историю философии. Первоначально для философии характерно
непосредственно-предметное толкование В.- как воды, огня, апейрона,
воздуха,
т. е. как особенного вещества, из к-рого состоят все вещи, как их субстанции.
Этому пониманию противостоит толкование В. как бестелесного прообраза единичных
вещей, как "чистой формы". В попытках соединить два указанных аспекта "путается"
и "бьётся", по выражению В. И. Ленина, мысль Аристотеля (см. Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 29, с. 327 и 316). Трудности, связанные с отношением В.
к особенному и единичному, лежат и в основе спора между двумя философскими
направлениями - реализмом и номинализмом
в средние века.
Наличие В. в сознании (в мышлении, языке) несомненно для философов всех
направлений, и спор идёт исключительно об объективной реальности В. вне
сознания, вне мышления. Субъективно-психологич. толкование В. как "значения
знака", как абстракции от всех объективных эмпирически данных различий,
находит своё завершение в совр. неопозитивизме, в понимании В. как
чисто лингвистич. категории, как факта "языка". Объективное значение В.
как закона, управляющего движением единичных вещей, отстаивают, с разных
позиций, представители материализма (Б. Спиноза, Л. Фейербах) и объективного
идеализма (Г. Лейбниц, Г. Гегель). Диалектика отношения В. к особенному
и единичному наиболее полно представлена в логике Гегеля.


В философии диалектич. материализма В.
в мышлении понимается как форма отражения объективного единства многообразных
явлений природы и общества в сознании человека. Как таковое оно выражается
в сознании не в виде абстракции, фиксирующей тождество всех единичных и
особенных явлений друг другу в отвлечении от всех их очевидных различий,
а в форме системы абстрактных определений, отражающих тождество различий,
тождество противоположностей, в движении к-рых только и состоит реальное
(конкретное) единство всех многообразных вещей (явлений) в составе нек-рого
целого. Абстрактно-В. (т. е. В., выделенное путём сравнения и зафиксированное
термином) играет в познании важную, но ограниченную роль момента, аспекта
постижения конкретно-В. и представляет собой скорее принцип образования
общего представления. Логическим (методологич.) принципом образования понятия
выступает всегда конкретно-В., выражающее "положенную нераздельность моментов
в их различии", а не в их абстрактном тождестве друг другу. "...„Не только
абстрактно всеобщее, но всеобщее такое, которое воплощает в себе богатство
особенного, индивидуального, отдельного" (все богатство особого и отдельного!
)..." - отмечал Ленин (там же, с. 90). "Воплощает в себе" - значит здесь:
выражает непосредственно в своих конкретных определениях и притом в двояком
смысле. Во-первых, в том, что оно внутри себя расчленено на особенные моменты,
и, во-вторых,- в том, что данная форма реальности, будучи вполне „особенной"
в ряду др. особенных форм того же конкретного целого, является - и именно
в силу своей особенности - всеобщим основанием всех других. Так, понятие
стоимости в политич. экономии выступает как В. не в качестве абстракции,
фиксирующей одинаковость всех явлений развитого товарного хозяйства, а
как конкретное понятие, отражающее внутр. диалектику простой товарной формы
в её особенности и даже единичности (X товара холст = У товара сюртук).
Именно на этом пути находится всеобщее выражение всех др. категорий явлений,
их исторически и логически простейшая форма.


В. в диалектике понимается не как абстрактно-общее
правило, под к-рое может и должен подводиться без противоречия каждый особенный
и единичный случай, а как закон превращения (перехода) различных и противоположных
явлений друг в друга, как тенденция, как общая необходимость, пробивающая
себе дорогу через случайности, через своё собственное "отрицание" и "отрицание
отрицания". Другими словами, каждый частный (особенный и единичный) случай,
взятый порознь, может формально "опровергать", отрицать абстрактные определения
В., и только вся масса таких случаев, взаимно корректирующих друг друга,
реализует и доказывает ("утверждает") своё собственное В. Абстрактно понятое
В. поэтому может стать в антиномич. отношение к формам своего собств. проявления,
к своим собств. "особенным" формам (напр., закон стоимости в его всеобщей
форме и факт ппибыли. прибавочной стоимости). Выступая в "бытии" (в природе
и обществ, развитии) как закон, как необходимость взаимного полагания (перехода,
превращения) различных и противоположных форм развития материи, В. раскрывается
в познании через конкретный анализ всей цепи таких переходов и превращений,
а не через абстракцию (отвлечение) от их конкретности, от их особенностей,
не через фиксацию одинакового, абстрактно-тождественного в них. Форма всеобщности,
по Энгельсу, "...есть соединение многих конечных вещей в бесконечное" (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 548-49) и именно поэтому составляет
форму их "внутренней завершённости" (там же), внутр. (диалектическую) ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
их конечности, их особенности, их единичности, их внутр. незавершённости,
полагаемой извне другими вещами, другими дискретными моментами в непрерывной
связи развития. Именно поэтому человеческое мышление способно выявить В.
в качестве внутренне необходимого момента "особенного", т. е. по необходимости
ограниченного во времени и пространстве круга явлений, не нуждаясь для
этого в исследовании всех явлений в бесконечном пространстве и времени,
всех без исключения частных случаев. Для выявления В. оказывается достаточно
исчерпывающего анализа типичного "частного" случая, проверенного практикой,
экспериментом.


Лит.: М а р к с К., Введение (Из
экономических рукописей 1857 - 1858), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 12; его же, Замечания на книгу Адольфа Вагнера "Учебник политической
экономии...", там же, т. 19; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т.
20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29;
Гегель Г. В. Ф., Наука логики, Собр. соч., т. 5-6, М., 1937 - 1939. Э.
В.
Ильенков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я