ВУНДТ

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832,
Неккарау, Баден,-31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог,
физиолог, философ и языковед. Проф. физиологии в Гейдельберге (1864-74),
проф. философии в Лейпциге (с 1875). Член мн. иностр. академий и учёных
обществ. В первых своих работах ВЫДВИНУЛ план разработки физиол. психологии
как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения
сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Предметом
психологии В. считал непосредств. опыт- доступные самонаблюдению явления
или факты сознания; однако высшие психич. процессы (речь, мышление, воля),
по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-ист,
методом. В.стоял на точке зрения психофизического параллелизма, полагая,
что явления сознания неотделимы от нервных процессов, но причинно с ними
не связаны. В области сознания, по В., действует особая психич. причинность,
а поведение определяется апперцепцией. Интроспекционистская психологич.
концепция В. уже в нач. 20 в. обнаружила свою ограниченность и была преодолена
последующим развитием психологии.


Гл. заслуга В.- внедрение в психологию
экспериментального метода, что сыграло решающую роль в превращении её в
самостоят, науку. Созданная им в 1879 первая в мире психологич. лаборатория
(преобразованная позднее в институт) стала междунар. центром, где формировалось
целое поколение первых психологов-эксперименталистов. В лаборатории изучались
ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В 10-томной
"Психологии народов" (1900-20) В. предпринял попытку психологич. истолкования
культурно-ист, явлений (мифа, религии, иск-ва и т. д.).


В философии В. выступил как представитель
идеализма и волюнтаризма (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 18, с. 58). Мир для него есть целесообразное развитие духа - божеств,
мировой воли. В "Логике" (т. 1-3, 1880-83) В. не только анализирует формы
мышления, но пытается изложить методы разных наук, основы матем. логики
и др. В лингвистич. исследованиях В. определяет осн. языковедч. категории
преим. с индивиду ально-психологич. точки зрения, хотя и признаёт примат
социального начала в языке над индивидуальным. Язык для В.- одна из форм
проявления "коллективной воли"или "народного духа". Это понимание языка
как динамич. процесса, выделение языковой деятельности, а не языковой системы
в качестве гл. объекта языковедения сближают В. с X. Штейнталем и его школой,
составляя в то же время гл. пункт расхождения В. с младограмматиками. Портрет
стр. 509.


Соч.: Очерки психологии, [М., 1912]; Основания
физиологической психологии, т. 1-2, СПБ, 1880-81; Лекции о душе человека
и животных, СПБ, 1894; Система философии, СПБ, 1902; Введение в психологию,
М., 1912; Естествознание и психология, [СПБ, 1914]; Мировая катастрофа
и немецкая философия, СПБ, 1922.


Лит.: Кениг Э., В. Вундт, Его философия
и психология, СПБ, 1902; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966,
гл. 10; Ф р е с с П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология. Сб.
ст., в. 1, М., 1966, гл. 1; Н е u s s n е г А., Einfuhrung in Wilhelm Wundts
Philosophic und Psychologic, Gott., 1920.

М. Г. Ярошевский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я