ВЫГОТСКИЙ
Лев Семёнович [5 (17).
11. 1896, Орша,-11. 6. 1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую
теорию в психологии. Род. в семье служащего. Окончил юридич. ф-т Моск.
ун-та (1917) и одновременно историко-филос. ф-т ун-та им. Шанявского. С
1924 работал в Моск. гос. ин-те экспериментальной психологии, затем в основанном
им Ин-те дефектологии; позднее читал курсы лекций в ряде вузов Москвы,
Ленинграда и Харькова. Проф. Ин-та психологии в Москве. Становление В.
как учёного совпало с периодом перестройки сов. психологии на основе методологии
марксизма, в к-рой он принял активное участие. В поисках методов объективного
изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности В.
подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных
ему психологич. концепций ("Смысл психологического кризиса", рукопись,
1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя
высшие формы поведения к низшим элементам. В кн. "История развития высших
психических функций" (1930-31, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение
культурно-историч. теории развития психики: по В., необходимо различать
два плана поведения - натуральный (результат биологич. эволюции животного
мира) и культурный (результат историч. развития общества), слитые в развитии
психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и
знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности,
а вторые -"во внутрь", сначала на преобразование др. людей, затем - на
управление собственным поведением. В последние годы жизни В. осн. внимание
уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя
речевое мышление, В. по-новому решает проблему локализации высших психич.
функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад
высших психич. функций на материале детской психологии, дефектологии и
психиатрии, В. приходит к выводу, что структура сознания - это динамич.
смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных
процессов.
Культурно-историч. теория В. породила крупнейшую
в сов. психологии школу, из к-рой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П.
Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.
С о ч.: Этюды по истории поведения, М.-
Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Избр. психологические исследования, М.,
1956; Развитие высших психических функций, М., 1960; Психология искусства,
М., 1965, 2 изд., М., 1968.
Лит.: Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.,
Психологические воззрения Л. С. Выготского, в кн.: Выготский Л. С., Избр.
психологические исследования, М., 1956; Лурия А. Р., Теория развития высших
психических функций в советской психологии, "Вопросы философии", 1966,
№ 7; Л е о н т ь е в А. А., Психолингвистика, Л., 1967; Брушлннский А.
В., Культурно-историческая теория мышления, М., 1968. И.Н.Семёнов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я