ВЫСТАВКИ
публичные демонстрации
достижений в области материальной и духовной деятельности человека.
Совр. В., независимо от разнообразия их
наименований и организационных форм, можно подразделить: а) п о целям проведения
- на торговые, к-рые организуются в основном с коммерч. целью; просветительно-познавательные
(художественные, научно-технич., достижений в области пром-сти, транспорта
и т. п.), не преследующие, как правило, коммерч. целей; б) по периодичности
проведения - на регулярно проводимые (ежегодно, через год, два и т. п.);
нерегулярные, организуемые в связи с юбилейной датой, конгрессами, съездами
или по случаю др. событий, и на постоянно действующие (напр., Выставка
достижений народного хозяйства СССР); в) п о содержанию представленных
экспонатов - на универсальные, где демонстрируются продукция и достижения
всех отраслей экономики, науки, техники и культуры, и специализированные,
охватывающие одну или несколько смежных отраслей пром-сти, с. х-ва, искусства
и т. п.; г) по составу участников - на всемирные, междунар., нац. и региональные.
Первые В. в Европе были организованы в
кон. 16 в. и имели чисто показательно-демонстрационные цели (собрание работ
учеников средневековых монастырских школ, ремесленных мастерских). С развитием
капиталистич. отношений В. постепенно приобретают коммерч. характер. С
возникновением капиталистич. предприятий - мануфактур, появлялись местные
торг. В., где демонстрировалась их продукция (ткани, гобелены и др.). Такие
В. были организованы в Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786),
Мюнхене (1818), Манчестере (1843). Роль В. возросла в период перехода от
мануфактур к машинному произ-ву, особенно в связи с пром. переворотом (последняя
треть 18 в.) и образованием общенац. капиталистич. рынков. Наряду с чисто
коммерческими целями В. начали служить и целям показа технич. достижений.
С 60-х гг. 18 в. появились большие общенац. торг.-пром. В. Первые из них
- в Лондоне (1761, 1767), Мюнхене (1788), Петербурге (1829). На В. заключались
торг, сделки, устанавливались деловые связи. Общенац. В. не потеряли до
сих пор своего значения и проводятся регулярно в большинстве стран мира.
Нац. В. за рубежом устраиваются на основе договорённости между странами
и носят различный характер. Нек-рые нац. торг. В. организуются в виде торг,
центров (напр., торг, центры США в Лондоне, Милане, Стокгольме, Париже,
Токио и др. городах); в виде демонстрационных залов (напр., советские залы
на В. в социалистич. странах, в Ираке, Индии и др.). Часто нац. торг. В.
устраиваются в виде выставок-продаж -"Универсальные магазины" и "Недели
страны-устроителя". Великобритания регулярно проводит "Британские недели"
в странах Европы, Азии, Америки и Австралии. Много нац. специализированных
и универсальных В. проводится эпизодически. Напр., англ, торг.-пром. В.
в Москве (1961), В. научно-технич. достижений СССР в Будапеште (1967),
торг.-пром. В. СССР в Париже (1970) и др. С 1946 по 1969 СССР провёл 92
нац. В. за рубежом (универсальные и специализированные), в т. ч. 29 в странах
социализма. За этот же период в СССР было организовано 620 зарубежных нац.
В., включая 25 универсальных и ок. 300 специализированных В. социалистич.
стран.
Развитие в 19 в. крупного капиталистич.
произ-ва ускорило рост междунар. экономич. связей и создание мирового капиталистич.
рынка. В этот период возросла роль В. в содействии развитию торговли не
только в общенациональном, но и в междунар. масштабе.
Великобритания, занимавшая ведущее положение
в пром-сти и торговле капиталистич. стран, в целях пропаганды принципа
свободы междунар. торговли устроила в Лондоне в 1851 первую междунар. пром.
В. В 1850-90 междунар. В. гл. обр. общеотраслевого торг.-пром. характера
организовывались в различных городах Европы: Мюнхене (1854), Амстердаме
(1883), Ницце (1884), Антверпене (1885), Барселоне (1888), Гамбурге (1889).
В условиях дальнейшего прогресса науки
и техники, расширения и специализации капиталистич. произ-ва всё большую
роль начинают играть междунар. специализированные торг. В., к-рые в 20
в. постепенно стали вытеснять общеотраслевыс. Междунар. характер торг.
В. определяется обычно количеством участвующих в них иностр. экспонентов
и эффективностью коммерч. сделок. Необходимо также, чтобы пр-во страны,
в к-рой организуется В., признавало её "международной". Организаторами
их являются специально созданные для этой цели, признанные властями стран-устроителей
постоянно действующие органы: дирекции, торг, палаты, торг.-пром. ассоциации
и т. п. Междунар. торг. В., как правило, имеют определённую периодичность
проведения (ежегодно, через год и т. п.). Их продолжительность обычно не
превышает трёх недель. Проводятся они на постоянной выставочной территории
в одно и то же время и в одном и том же городе. Наиболее крупные из них:
междунар. с.-х. В. (Венгрия), В. по садоводству (ГДР), В. мебели (Великобритания),
В. текстильной пром-сти и одежды "ТЕКСТИРАМА" (Бельгия), междунар. салон
пластмасс, резины и каучука "ЕВРОПЛАСТИК" (Франция), В. упаковки "СКАНПЭК"
(Швеция) и др. К участию в междунар. торг. В. допускаются пром. и оптовые
торг, фирмы и организации. Заключаются торг, сделки по демонстрируемым
образцам.
Большинство совр. междунар. торг. В.- специализированные.
По своим целям, условиям участия и правам, предоставляемым экспонентам,
они аналогичны совр. междунар. ярмаркам. В. носят различные названия, напр,
во Франции - салоны и ярмарки, в Италии - салоны, В. и ярмарки, в ФРГ -
ярмарки и В., в европ. социалистич. странах - В. и ярмарки.
Междунар. торг. В. содействуют развитию
мировой торговли. СССР придаёт большое значение этой форме междунар. торг,
связей. До Великой Отечеств, войны 1941-45 СССР принял участие в междунар.
торг. В. в Тегеране (1923), Париже (1928, 1929), Ходейде (Йемен, 1931),
Гамбурге (1931, 1932, 1934), Лейпциге (1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927,
1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1940, 1941), Анкаре (1929), Стамбуле (1932),
Токио (1931), Филадельфии (1938), Варне (1940), Кенигсберге (1931, 1933,
1940) и др. 2-я мировая война 1939-45 нарушила работу большинства междунар.
торг. В. С возобновлением их деятельности после войны Сов. Союз становится
не только их активным участником (в Бомбее, 1952; Эрфурте, 1961; Париже,
1947, 1951; Женеве, 1960; Каире, 1961; Оклахоме, 1957; Лондоне, 1954; Хайдарабаде,
1956 и др.), но и организатором крупных междунар. торг. В. на своей территории.
В 1964- 1971 в СССРбыло проведено 16 междунар. В. Среди них: В. строительных
и дорожных машин, средств механизации строительно-монтажных работ (Москва,
1964), "Химия в пром-сти, строительстве и с. х-ве" (Москва, 1965), "Совр.
с.-х. машины и оборудование" (Москва, 1966), "Птицеводство-66" (Киев, 1966),
"Инпродмаш-67" (Москва, 1967), "Одежда-67" (Москва, 1967), "Интербытмаш-68"
(Москва, 1968), "Инрыбпром-68" (Ленинград, 1968), "Инполиграфмаш-69" (Москва,
1969), "Инлегмаш-70" (Москва, 1970), "Химия-70" (Москва, 1970), "Инторгмаш-71"
(Москва, 1971) и др. См. также Выставки всемирные, Выставки художественные,
Выставки сельскохозяйственные.
Со 2-й пол. 19 в. постепенно складывались
принципы выставочной экспозиции, эволюционировавшие от простой демонстрации
экспонатов до размещения их по детально разработанной программе, с использованием
спец. оборудования, средств архитектуры и оформительского иск-ва.
Архитектура выставок. Первоначально под
В. приспосабливались существующие крупные сооружения (дворцы, манежи и
др.) с обширными помещениями или одним большим многосветным залом (напр.,
мануфактурная выставка 1831 в зале Благородного собрания в Москве). Иногда
при большом количестве экспонатов к основному сооружению пристраивались
дополнит, временные помещения (деревянные галереи у Михайловского манежа
в Петербурге на 3-й с.-х. выставке 1860). Появление междунар. промышленных
выставок вызвало во 2-й пол. 19 в. стр-во спец. выставычных павильонов
большой площади, с обширным, легко обозреваемым и максимально освещённым
внутр. пространством; сами здания также являлись экспонатами, демонстрировавшими
успехи строит, техники: "Хрустальный дворец" в Лондоне (1-я Всемирная выставка,
1851, инж. Дж. Пакстон; илл. см. т. 2, стр. 300), "Галерея машин" на Всемирной
выставке 1889 в Париже (арх. Ф. Л. Дютер). Позже павильоны становятся частью
обширного выставочного комплекса, включающего открытые экспозиционные площадки,
зелень и водоёмы (Всероссийская сельскохозяйственная и кустарнопром. выставка
1923 в Москве, гл. арх. А. В. Щусев; всемирные выставки в Париже 1937,
Нью-Йорке 1939, Брюсселе 1958, Монреале 1967, Осаке 1970); от стр-ва временных
павильонов перешли к сооружению капитальных зданий [ВСХВ в Москве 1939
(гл. арх. В. К. Олтаржевский) и 1954, преобразованная в Выставку достижений
народного хозяйства СССР]. Наряду с выставочными комплексами ("павильонная
композиция") создаются отд. централизованные или блочные здания для выставок,
многократно используемые для экспозиции. Централизованные павильоны могут
быть одноэтажными, зального типа, с нерасчленённым внутр. пространством
без опор, в основном для показа тяжёлого пром. оборудования (гл. зал Дворца
выставок в Турине, 1948-50, инж. П. Л. Нерви), либо иметь единый наружный
объём и промежуточные опоры в интерьере (Дворец труда в Турине, 1961, инж.
П. Нерви и А. Нерви), либо иметь внутреннее пространство, расчленённое
по вертикали и горизонтали (выставочное здание в Вильнюсе, 1966, арх. В.
А. Чеканаускас). Павильоны блочного типа включают несколько объёмов с помещениями
различного функционального назначения (павильон в парке Сокольники в Москве,
1961, арх. В. С. Виленский и др.).
Лит.: Платова Н. С., Справочник
по международным и национальным выставкам и ярмаркам в Великобритании,
М., 1968; Павлов К. А., Международные ярмарки и выставки, М., 1962; Червя
KJD в П. А., Организация и техника внешней торговли СССР, 2 изд., М., 1962;
Воронов К. Г. иПавлов К. А., Организация и техника внешней торговли СССР,
М., 1966.
Д. М. Серов, В. И. Ревякин.
ВЫСТАВКИ ВСЕМИРНЫЕ, междунар.
выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов
в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются
В. в. универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеч.
деятельности) и специализированные (показ достижений в к.-л. одной конкретной
сфере деятельности). Первой В. в. была междунар. пром. выставка в Лондоне
в 1851. Строго определённой периодичности В. в. не имели и устраивались
с промежутками от 2 до 7 лет. На первых В. в. в осн. демонстрировались
успехи пром-сти, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности
В. в. постепенно увеличивалось число стран-участников, кол-во и ассортимент
экспонатов (в т. ч. крупных машин, трансп. средств и др.); если на первых
В. в. все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (напр., "Хрустальный
дворец" в Лондоне), то с 1878 (на В. в. в Париже) практикуется постройка
различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных
В. в.: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890,
1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876,
1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе
(1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904),
Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли
(1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930), Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле
(1962), Монреале (1967), Осаке (1970). В. в. обычно проводятся под определённым
девизом, к-рый определяет осн. тему выставки, напр, первая В. в. в Лондоне
имела девиз "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования
человечества"; в Нью-Йорке (1939) - "Миру завтрашнего дня", в Брюсселе
(1958) - "Человек и прогресс", в Монреале (1967) - "Земля людей", в Осаке
(1970) - "Прогресс и гармония для человечества". Каждая страна-участница
экспонатами раскрывает девиз В. в. сообразно своему общественному строю
и экономич. возможностям.
Первая попытка регламентировать организацию
В. в. осуществлена в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали
соглашение о правилах организации и системе наград В. в. Однако 1-я мировая
война 1914-18 помешала ратифицировать это соглашение. В 1928 Конвенция
о междунар. выставках, подписанная в Париже представителями 35 гос-в (в
т. ч. СССР), регламентировала порядок организации В. в. В соответствии
с Конвенцией образован постоянный орган - Междунар. бюро выставок (МБВ).
Высшим органом МБВ является Адм. совет, при к-ром имеются 4 комиссии -
Классификационная, Регламентационная, Адм.-бюджетная и Комиссия по выпуску
бюллетеня и рекламе. Местопребывание МБВ - Париж. В 1970 участниками Конвенции
являлись 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, БССР, Великобритания, Венгрия,
Гаити, Греция, Дания, Израиль, Италия, Канада, Ливан, Марокко, Монако,
Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния,
СССР, США, Танзания, Тунис, УССР, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия,
Швейцария, Швеция, Япония.
Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала
в В. в.: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени
своего образования Сов. гос-во приняло участие в 5 В. в.: в Париже (1937),
в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970).
На В. в. в Париже, к-рая совпала с 20-летием Сов. власти, были продемонстрированы
огромные масштабы социалистич. строительства в СССР. На В. в. в Нью-Йорке
сов. экспозиция была разработана на тему: "Будущее принадлежит социализму".
В сов. павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении
пятилетних планов. На В. в. в Брюсселе посетители получили представление
о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния
сов. людей. Павильон СССР был признан одним< из лучших и за экспозицию
в целом удостоен высшей награды - Золотой звезды. В. в. в Монреале совпала
с 50-летием Сов. гос-ва. Гл. идея сов. экспозиции - показать преимущество
социалистич. строя. Первая В. в., организованная в Азии (Осака), по времени
проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
Осн. темы сов. павильона - "Ленин - создатель социалистического государства",
"Развитие идей Ленина в наши дни", "Гармоническое развитие личности в социалистическом
государстве". Д. М. Серов. Архитектура выставок. Павильоны и сооружения
В. в. сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и
строит, техники, а также оформительского искусства, нередко определяя
осн. тенденции их развития на мн. годы вперёд. Громадное число экспонатов
(для размещения и удобного осмотра к-рых требуется обширное, хорошо освещённое
внутр. пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого
стр-ва и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архит. форм и технич.
приёмов. Огромное здание (дл. 503 м) павильона 1-й Всемирной выставки
в Лондоне в 1851 (т. н. "Хрустальный дворец", инж. Дж. Пакстон), построенное
всего за 6 мес. благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных
металлич. (гл. обр. чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из
стекла, по своему облику резко отличалось от традиц. ордерной архитектуры.
Постепенно складываются организац. принципы показа экспонатов; напр., на
В. в. в Чикаго в 1893 наряду с гл. павильоном, где были представлены все
гос-ва, участвующие в выставке, построили тематич. (по отраслям пром-сти)
и нац. павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны - организатора
В. в. (павильоны отд. штатов США). Огромные размеры экспозиций В. в. вызвали
необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской В. в. в 1878).
Для покрытия огромных затрат по организации В. в. и для извлечения доходов
устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона
и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами
образовали сложный комплекс (эту структуру в осн. чертах сохранили все
В. в.), планировка к-рого обычно имела регулярные черты. Вслед за стр-вом
на парижской В. в. 1889 т. н. Эйфелевой башни (инж. А. Г. Эйфель), предназначавшейся
лишь для демонстрации достижений франц. строит, техники и создания высотной
доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений,
символизирующих девиз В. в. (напр., т. н. "Атомиум" в виде увеличенной
в 165 миллиардов раз молекулы железа, арх. А. Ватеркейн, инж. А. Падюар,
на В. в. в Брюсселе в 1958). Для павильонов В. в. 2-й пол. 19 в. характерен
разрыв между новаторским инж. решением сооружений, в к-рых использовались
металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлич. каркасные конструкции,
позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в "Галерее
машин" арх. Ф. Л. Дютера на парижской В. в. 1889), и фасадами дворцового
типа в ист. архит. стилях, а чаще - покрытых пышным эклектич. декором.
Вплоть до нач. 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей
композиц. идеи, экспозиция распадалась на ряд отд., не связанных между
собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть
сами экспонаты, расположение к-рых напоминало раскладку товаров в большом
магазине. Привлечь внимание к пром. изделию или сырью первонач. старались
за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных
размеров (напр., огромные самовары на парижской В. в. 1900) или необычности
использования (напр., крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия
на В. в. в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для
показа сложных производств, процессов и машин, используются новейшие достижения
оптики, электротехники и др.
В выставочной архитектуре и иск-ве экспозиции
в 1920-х - нач. 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи функционализма
и
конструктивизма.
Почти все экспонаты стран-участниц В. в. размещаются в нац. павильонах,
архитектура к-рых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание
нац. экспозиции. Участие СССР в В. в. способствовало усилению идеологич.
роли архитектуры павильонов. Величеств., динамичный по формам павильон
СССР на парижской В. в. 1937 (арх. Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной
группой "Рабочий и колхозница" (1935-37, нержавеющая сталь, скульптор В.
И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры
и стал символом побед сов. народа в строительстве социализма, а его экспозиция
- примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции
развития выставочной архитектуры и иск-ва экспозиции в период после 2-й
мировой войны 1939-45 особенно ярко проявились на В. в. 1970 в Осаке (Япония),
где все архит. средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия
девиза выставки ч Прогресс и гармония для человечества". Этот девиз был
символически (в соответствии с традициями нац. япон. культуры) воплощён
в компактном, построенном по функциональному принципу ген. плане в виде
разветвлённого дерева (группа япон. архитекторов под рук. К. Тангэ). "Стволом"
дерева был центр В. в., т. н. Символическая зона (архитектурно организов.
пространство для различных междунар. мероприятий и церемоний, выступлений
артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения междунар.
тематич. и художеств, выставок), "ветвями" - гл. дороги, ведущие к входам,
"листьями" и "плодами" - павильоны, сгруппиров. вокруг 8 площадей на "ветвях"
дерева. Т. к. одной из гл. тем В. в. становится научно-технич. прогресс,
в архитектуре мн. павильонов реализуются экспериментальные проекты, где
воплощаются новые инж. идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространств.
решения, основанные на использовании совр. строит, материалов и архитектонич.
принципов (напр., павильон группы "Фудзи" с надувными конструкциями, арх.
ЮтакаМурата). На этой новой технич. основе отд. павильонам придаётся символич.
архит. облик (напр., павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени,
символизирующего торжество идей ленинизма в мире, гос. павильон Японии,
пять цилиндрич. объёмов к-рого образуют в плане нац. япон. символ - пятилепестковый
цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, к-рая организуется по плану-сценарию,
осн. на театрализов. методах показа (с применением светодинамич. эффектов,
достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т. п.),
нередко по сеансовой программе.
Лит.: [Мельников Н. П.], Чудеса
выставки в Чикаго, Одесса, 1893; [Орлов М. А.], Всемирная парижская выставка
1900 в иллюстрациях и описаниях, СПБ, 1900; Матвеева Н. Я., Архитектура
всемирных выставок и международных выставок и ярмарок, в сб.: Жилищное
и гражданское строительство, в. 5. Выставки. Жилые дома в жарких странах,
М., 1962, с. 9-56; Николаев И. С., Мельников Н. П., Всемирная выставка
в Брюсселе. 1958. Архитектура. Конструктивные формы павильонов, М.,1963;
Грамолин И. В., Архитектура на выставке в Монреале, М., 1968; Комаров И.,
Первые всемирные выставки, "Декоративное искусство СССР", 1970, №9, с.
22-26; Посохин М. В., Архитектура "Экспо-70", М., 1970; Oseka A., Piotrowska
A., Styl "Expo", Warsz., 1970. См. также лит. при ст. Выставки. Р. Р.
Клике.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я