ВЫСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
публичный,
б. ч. временный, показ произведений искусства. В. х. - осн. форма ознакомления
зрителей со станковым искусством (с совр. искусством, с художеств,
наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произв. искусства.
Различаются В. х. междунар., нац., региональные (в СССР - всесоюзные, респ.,
областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и
коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные-"биеннале"
и др.). В. х. часто объединяют произведения по к.-л. признаку - по составу
участников (чл. АХ, учащиеся художеств, уч. заведений, самодеят. художники
и др.) и их принадлежности к художеств, группировкам, по видам и жанрам
иск-ва (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам
(т. н. тематические выставки) и направлениям в изобразит, иск-ве. Большое
значение имеют музейные В. х. (персональные и тематич., с привлечением
произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке
обмена из др. музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная
участниками выставки или назначенная спец. комиссия (жюри) отбирает произв.
по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более
широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организац.
работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов,
путеводителей, организация экскурсий и лекций и т. д.). Для многих (гл.
оор. тематич.) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью
составляется план экспозиции.
Первыми В. х. были публичные показы художеств,
произв. в Др. Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15-16 вв. во время праздничных
шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции
парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с
1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре
(см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ
др. гос-в (в т. ч. с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся
осн. формой участия иск-ва в обществ, жизни, ареной борьбы идейно-художеств.
направлений. Во 2-й пол. 19 в. наряду с офиц. академич. выставками возникают
неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе "Реализм", 1855, "Салон
отверженных", 1863,- Франция) и обществ, выставочные объединения (Нац.
об-во изящных иск-в, 1890, во Франции; Сецессионы, с 1892, в Германии
и Австрии). Нек-рые из них противопоставляли салонно-академич. иск-ву (см.
Академизм
в
изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистич. программу,
поиски новых средств художеств, выразительности. В России в 19 в. наиболее
передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение
количества В. х. в кон. 19- нач. 20 вв. отразило сложный и противоречивый
характер рус. иск-ва этого периода (выставки объединений "Мир искусства",
"Союз русских художников", "Бубновый валет" и др.), возросший интерес к
изучению нац. художеств, наследия (Историко-художеств. выставка портретов,
1905, Петербург).
В СССР и др. социалистич. странах В. х.
предназначены для нар. масс и играют большую воспитат. роль; это обусловило
широкое распространение В. х. (в т. ч. тематич.). Крупнейшие из них: "15
лет РККА" (1933), "Индустрия социализма" (1939), "Великая Отечественная
война" (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических
стран (1959), "Искусство-в быт" (1960), "На страже мира" (1965), Всесоюзная
юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967) - в
Москве; "Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции"
(1967) в Москве и др. городах; Всесоюзная художеств, выставка, посвящённая
столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970) в Москве; "Мы любим жизнь"
(1966) в Берлине. Велика роль В. х. в подъёме нац. культуры и роста нац.
самосознания в странах, освободившихся от колон, господства (1-й Междунар.
фестиваль афр. иск-ва, 1966, Дакар, Сенегал). В капиталистич. странах наряду
с выставками классич. и совр. прогрессивного иск-ва устраивается много
В. х. в рекламных, коммерческих целях, а также выставки, пропагандирующие
бурж. идеологию.
Для искусствознания большое значение имеют
В. х., посвящённые отд. явлениям истории иск-в, на к-рых нередко экспонируются
произв., хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению
их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен нац. В. х. (выставки
"Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней", 1960, в Москве,
"Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев",
1967-68, в Париже), междунар. В. х. ("Искусство и Сопротивление", 1965,
в Болонье), нац. и междунар. экспозиции на всемирных выставках (выставка
"Гений человека-созидателя" в интернац. павильоне Всемирной выставки в
Монреале в 1967).
Лит.: Выставки советского изобразительного
искусства. Справочник, т. 1 - 2, М., 1965-67; Luckhurst К. W., The story
of exhibitions, L.- N. Y.,1951; KochG. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geschichte
von den Anfangen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, В., 1967. В.
М. Петюшенко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я