ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность
высших отделов центральной нервной системы животных и человека, "... обеспечивающая
нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру..." (Павлов
И. П., Поли. собр. трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от деятельности
центр, нервной системы по регуляции соотношения частей организма между
собой. Термин "В. н. д." введён в науку И. П. Павловым, считавшим его равнозначным
понятию "психическая деятельность". Т. о., по Павлову, все формы психич.
активности, в т. ч. мышление и сознание человека,-элементы В. н. д. Непосредственным
предшественником Павлова в создании учения о В. н. д. был И. М. Сеченов,
к-рый
в работе "Рефлексы головного мозга" (1863) развил материалистич. идеи о
рефлекторной природе психич. деятельности.
Согласно Павлову, в основе В. н. д. высокоорганизованных
животных лежат условные рефлексы, вырабатываемые высшими отделами
центр, нервной системы (у высших позвоночных животных и у человека - преим.
корой
больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные
рефлексы (инстинкты, эмоции и др.), т. е. формы деятельности мозга,
осуществляемые в основном ближайшими подкорковыми нервными образованиями.
При этом кора и подкорковые отделы большого мозга со специфич. формами
их деятельности находятся в неразрывной связи и взаимодействии и работают
как единое целое. Осуществляемые в основном подкорковыми нервными образованиями
и мотивированные жизненно важными потребностями организма влечения (пищевые,
половые, защитные и др. мотивации) служат основой для выработки
соответств. условных рефлексов и в результате выступают в В. н. д. как
продукт совместной работы коры и подкорковых образований мозга.
Совершенное приспособление организма к
окружающей среде осуществляется посредством образования и исчезновения
различных условных рефлексов. Изменчивость, обусловленность факторами внешней
и внутр. среды организма и временность условных рефлексов имеют исключительно
важное биол. значение, обеспечивая гибкость и точность приспособления организма
к меняющейся окружающей среде. Сигнальный характер условнорефлекторной
деятельности позволяет организму по одним, зачастую отдалённым предвестникам
- условным раздражителям, стремиться заблаговременно к благоприятным для
его существования условиям и избегать неблагоприятных, а также неизмеримо
расширяет восприятие предметов и событий окружающего мира и диапазон деятельности.
Роль безусловных рефлексов в В. н. д. заключается не только в том, что
на их основе вырабатываются в конечном итоге все условные рефлексы, но
и в том, что безусловные рефлексы, в особенности сложные их формы, выступают
как концентрированное выражение наследственно закреплённого опыта предшествовавших
поколений, как проявление генетич. памяти.
Относительное значение условных и безусловных
рефлексов в В. н. д. изменяется в процессе ист. развития животного мира.
В поведении беспозвоночных В низших позвоночных животных врождённые формы
нервной деятельности преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции
животных перевес постепенно получают приобретённые формы нервной деятельности,
становясь доминирующими формами В. н. д. Причём сами эти формы претерпевают
существенные изменения: условные рефлексы непрерывно усложняются и совершенствуются,
состав их постоянно обогащается, условнорефлекторная деятельность в целом
становится всё более совершенным и активным средством приспособления к
окружающей среде, т. е. обеспечивает возможность существования организма
во всё более широком диапазоне условий среды обитания.
По Павлову, В. н. д. животных, находящихся
даже на высоком уровне развития (напр., собак, обезьян), сводится в основном
к совокупности многообразных и разнородных условных рефлексов первой
сигнальной системы, общей у человека с животными. Несмотря на постепенное
развитие речи, условные рефлексы первой сигнальной системы ещё продолжают
составлять основной фонд В. н. д. детей в первые годы их жизни и занимают
определённое место в В. н. д. человека в последующие возрастные периоды.
К этому виду условнорефлекторной деятельности Павлов относит ощущения,
представления и впечатления человека от окружающей внешней среды, в т.
ч. и социальной, исключая словесные, речевые сигналы. Однако у человека
в связи с развитием социальных форм трудовой деятельности "... появились,
развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы
этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых"
(там же, с. 576). Эта качественно новая, более высокая и совершенная вторая
сигнальная система действительности, основанная тоже на условнорефлекторных
механизмах, свойственна только В. н. д. человека, находится в тесном взаимодействии
с первой сигнальной системой и играет ведущую роль в его сознательной жизни,
даёт основу для обобщения и мышления. Постоянно подчёркивая принципиальную,
качественную разницу между этими двумя видами В. н. д., Павлов одновременно
указывал и на органич. связь между ними, на то, что основные законы, установленные
в работе первой сигнальной системы, должны управлять и второй.
Павлов выделял след. осн. законы, или правила,
В. н. д.: 1) образование условных рефлексов, или нервных замыканий, благодаря
встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых
раздражителей и присущим клеткам мозга чрезвычайной реактивности и запечатлеваемости;
2) зависимость величины условного рефлекса от силы раздражения; 3) суммация
условных раздражителей; 4) развитие торможения в коре из-за отмены
подкрепления условного рефлекса, резкого усиления условного раздражителя
либо действия непривычного раздражителя; 5) распространение и концентрирована
нервных процессов по коре большого мозга, в силу чего происходит взаимодействие
между отд. её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов;
6) взаимная индукция нервных процессов, обеспечивающая контрастное
взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. Условнорефлекторная
деятельность мозга - качественно специфич. форма рефлекторной деятельности
- подчиняется принципам детерминизма и структурности (каждая функция обусловлена
определённой структурой) и осуществляется в соответствии с указанными правилами.
В конечном итоге В. н. д. обеспечивает тончайший анализ и синтез падающих
на организм многообразных раздражений и совершенное его приспособление
к окружающей среде.
Существ, значение для В. н. д. имеет динамический
характер специализации и локализации функций в коре больших полушарий,
играющий важную роль в надёжности её деятельности, а также сила, уравновешенность
и подвижность нервных процессов, определяющих, по Павлову, физиол. основы
типа
нервной системы и характера нервной деятельности. В учении Павлова
о В. н. д. получили новое освещение явления сна и гипноза.
Учение Павлова о В. н. д. развивается его
учениками и последователями в СССР и за рубежом. Центральное явление в
В. н. д.- условные рефлексы - актуальные и популярные объекты исследований
в мировой нейрофизиологии и экспериментальной психологии. В. н. д. изучают
не только при помощи многообразных модификаций классич. павловской методики,
но и с использованием новейших макро- и микроэлектрофизиол. и цитохимич.
методик. Это даёт возможность исследовать поверхностные и глубинные структуры
мозга, вскрыть закономерности функции отд. нервных клеток, молекулярные
основы их деятельности.
Многочисленными работами отечеств, и зарубежных
учёных подтверждена правильность установленных Павловым и его сотрудниками
осн. фактов и закономерностей В. н. д. Одновременно раскрывается механизм
процессов, происходящих в мозгу и являющихся основой В. н. д. Так, при
помощи электрофизиол. и нейрохимич. исследований доказана важная роль ретикулярной
формации ствола мозга и промежуточного мозга в поддержании тонуса и
работоспособности коры мозга. Этим подтверждено предположение Павлова о
роли подкорковых образований, к-рые не только осуществляют безусловнорефлекторную
деятельность, но и являются источником энергии для коры мозга, поддерживая
её тонус и работоспособность на должном уровне. Однако воззрения нек-рых
учёных о ведущей роли этой формации в условнорефлекторной деятельности
и корково-подкорковых взаимоотношениях спорны. Изучение становления условного
рефлекса при помощи электрофизиол. методик показало, что при повторных
сочетаниях индифферентного раздражителя с безусловным происходит значительное
повышение возбудимости кортикальных пунктов этих раздражителей, в особенности
безусловного раздражителя, и это играет важную роль в образовании условного
рефлекса. Установлено также, что в процессе выработки условного рефлекса
нервные элементы этих пунктов претерпевают и др. функциональные изменения
- они становятся более лабильными, работают как бы в едином ритме, делаются
более "отзывчивыми" ко всякого рода изменениям в др. частях мозга. Эти
исследования подтверждают точку зрения Павлова о присущем всей нервной
системе явлении "проторения путей", о чсуммационном рефлексе", в основе
к-рых лежит повышенная возбудимость или возбуждение соответств. нервных
структур.
Достижения имеются также на традиционных
путях изучения В. н. д.: выявлены новые разновидности условных рефлексов
(интероцептивные, переключающие, бинарные и т. п.), новые фазы становления
условного рефлекса (фаза начальной локализации) и кортикального торможения
(фаза превентивного торможения), уточнены механизмы возникновения и локализации
внутр. торможения, расширены сведения по филогенетич. и онтогенетич. эволюции
В. н. д., о роли экологич. адекватности сигналов в этой деятельности и
т. п. Важное значение имеют исследования целостных поведенческих реакций,
проводимые в условиях свободного передвижения подопытных животных или традиц.
камеральных экспериментов. При этом выявлены и изучаются новые формы сложноинтегрированных
условных рефлексов (цепные, ситуационные, перекрёстные, экстраполяционные,
порядковые и т. п.). Установлены осн. стадии образования условных рефлексов
в первые месяцы жизни ребёнка, а также факты мощной стимуляции развития
речи у детей посредством тренировки их двигат. активности.
Учение о В. н. д. имеет огромное теоретич.
и практич. значение. Оно расширяет естеств.-науч. основу диалектич. материализма,
подтверждает правильность ленинской теории отражения, служит оружием
в идеологич. борьбе с проявлениями идеализма.
Учение о В. н. д.- одно из величайших достижений
совр. естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии;
имеет большое значение для медицины, т. к. полученные в эксперименте результаты
послужили отправным пунктом физиологического анализа и патогенетического
лечения (напр., сном)нек-рых заболеваний центр, нервной системы человека;
для психологии, педагогики, кибернетики, бионики, науч. организации труда
и мн. др. отраслей практич. деятельности человека.
Лит.: Красногорский Н. И., Развитие
учения о физиологической деятельности мозга у детей (Статьи, лекции, доклады),
Л., 1939; Павлов И. П., Поли. собр. тр., т. 3, М.-Л., 1949; Орбели Л. А.,
Вопросы высшей нервной деятельности, М.- Л., 1949; А с р а т я н Э. А.,
И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М.- Л., 1949; Коган А. Б., Основы
физиологии высшей нервной деятельности, М., 1959; Электроэнцефалографическое
исследование высшей нервной деятельности, М., 1962; Дмитриев А. С., Физиология
высшей нервной деятельности, М., 1964; Беленков Н. Ю., Условный рефлекс
и подкорковые образования мозга, М., 1965; М э г у н Г., Бодрствующий мозг,
пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии
высшей нервной деятельности, М., 1965; Грей У., Живой мозг, М., 1966; Кольцова
М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Анохин П. К., Биология и
нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968. Э. А. Асратян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я