ВЫТЕСНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
приём монтажного
перехода (в кинофильме) от одного изображения к другому, когда на протяжении
неск. кадров изображение последующего кадра постепенно заменяет (вытесняет)
изображение предыдущего. В. и. обычно получают покадровой киносъёмкой или
оптической печатью (см. Трюкмашина) с применением маскя и контрмаски.
При первичном экспонировании киноплёнки маска, закрывая одну (малую) часть
кадра и оставляя открытой Другую (большую) часть, постепенно (от кадра
к кадру) и в нужном направлении закрывает весь кадр (рис. 1,в). Затем экспонированные
через маску кадры перематывают обратно, вместо маски устанавливают контрмаску,
на к-рой непрозрачные и светлые места обратны таковым на маске, и производят
вторичное экспонирование другого изображения в том же направлении и на
тех же кадрах (рис. 1,б). В результате получают изображение, приведённое
на рис. 1,в. При покадровой съёмке положение маски и контрмаски изменяют
по заранее сделанным отметкам, что позволяет получить В. и. самой сложной
формы (рис. 2). На аппарате для оптич. печати В. и. получают конпгратипированием
с
промежуточных позитивов. В этом случае изображение последовательных положений
маски и контрмаски заранее снимают на контрастную киноплёнку, с помощью
к-рой и создаётся эффект В. и. Б. Ф. Плужников.
Рис. 1. Последовательная замена изображений
на четырёх кадрах: а - с применением маски (1-я экспозиция), б -с применением
контрмаски (2-я экспозиция), в - в окончательном виде. Смена кадров - сверху
вниз.
Рис. 2. Варианты масок. Стрелками указаны
направления закрытия кадров маской, пунктиром - промежуточные положения.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я