ВЫШИВКА
широко распространённый
вид декоративно-прикладного искусства, в к-ром узор и изображение выполняются
вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на
различных тканях, коже, войлоке и др. материалах льняными, хлопчатобумажными,
шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером,
жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций
(разновидность
В., часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. В. применяется
для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоят, декоративных
панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для "глухой" В., т. е. по целой
ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для "строчки",
т. е. В. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отд.
её участках нитями, - мережка, "перевить", настил, гипюр и др. Применяемые
как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют
создавать В. от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или
ажурных сетчатых ("кружевных") до "ковровых", плотно укрывающих всю поверхность
изделия. Рисунок с геом. формами выполняется преим. счётной В. (отсчётом
нитей полотна), а криволинейный рисунок -"свободной" В. (по нанесённому
заранее контуру). Гл. выразит, средства В. как вида иск-ва: выявление эстетич.
свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние
золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.); использование
свойства линий и цветовых пятен узора В. дополнительно воздействовать ритмически
чёткой или прихотливосвободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания
узора и изображения с фоном (тканью или др. основой), близким или контрастным
В. по фактуре, и цвету.
Возникновение В. относится к древнейшим
временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Усовершенствование её техники обусловлено переходом от кам. и костяного
шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также
развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д. Её эволюция прослеживается
по изображениям В. в памятниках иск-ва древних цивилизаций Азии, Европы,
Америки, по лит. источникам, а также по сохранившимся образцам В. разных
времён и народов. Сложившиеся в давние века у отд. народностей и этнич.
групп традиции узорной В. (с характерными для них местными композиц. и
технич. приёмами, орнаментальными и изобразит, мотивами, цветовым строем
и т. д.) дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов
и в особенности одежды, удерживаясь в ряде стран до наших дней в нар. творчестве.
Эти традиции проступают и в узорной В. для верхушечных слоев общества (напр.,
в шитье исп. придворного костюма 16 в.), более подверженной воздействию
общей стилевой эволюции иск-ва. Теснее связана с развитием современного
ей изобразит, иск-ва сюжетная В. Яркими её образцами являются и самые ранние
из сохранившихся В.- седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского
"звериного стиля" фигурами животных (В. из Паэырыкских курганов, 5-3
вв. до н. э., и из могильника Ноин-Ула, 1 в. до н. э.-1 в. н. э.,
все - в Эрмитаже, Ленинград), и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара
др.-перуанские мантии из некрополя в Паракасе (1-е вв. н. э., Нац. музей
антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно,
в особенности известные с 14 в. "сюхуа" ("живопись иглой"), стилистически
близки к кит. пейзажной живописи тушью на шёлке. Др.-рус. сюжетная В. (шитьё)
на церк. облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с
12 в.) связана с визант. иконописной традицией и отличается идущей от Византии
тягой к богатой цветовой игре естеств. материала (шёлк фона, золотые нити,
жемчуг). Для шитья 14-17 вв. характерны свойственные рус. иконе выразительность
общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и
чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность
и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе
- т. н. ковре из Байё (ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё), на к-ром
с наивной непосредственностью сплошными рядами размещены изображения эпизодов
из истории завоевания Англии норманнами. Полихромная готич. В. с применением
золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые
обрамления отд. фигур и сцен, сближающие В. с витражом, и распространённый
в миниатюре приём объединения сцен в повествоват. циклы. Ажурной
монохромностью фасада готич. собора навеяна В. "белым по белому", появившаяся
в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под назв. opus anglicum). Она
достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид В. крючком).
В эпоху Возрождения В. отличается высоким техническим совершенством и художественной
тонкостью. Картоны для В. выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли
и др.). Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключёнными в
широкие орнаментальные полосы самостоят, многофигурными композициями. В.
сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и
раннего классицизма сюжетная В. всё чаще имитирует шпалеры или гротесковые
(см. Гротеск) настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются
такие первоклассные ансамбли В., как отделка стеклярусного кабинета Китайского
дворца в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), В. постепенно деградирует, становясь
к сер. 19 в. гл. обр. средством воспроизведения популярных картин.
Виды швов для "глухой" вышивки:1- гладь
счётная; 2 - крест; 3 - набор; 4 - роспись: 5- гладь "свободная" (владимирский
шов); 6- тамбур.
Виды швов для "строчной" вышивки: 1
- цветная "перевить"; 2- гипюр: 3- настил: 4 - мережка с настилом.
Достижения сюжетной В. быстро усваивались
и перерабатывались в узорной В. (шитьё парадных костюмов, особенно сложное
и изысканное в 17-18 вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали
как органич. элемент нар. В., к-рая вбирала в себя из нового лишь то, что
было созвучно её традициям и под
давалось переработке в близком им духе.
Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для нар.
иск-ва этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью
"белым по белому", а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной
англ. церк. шитьём 16 в. и сочетавшей шерсть, шёлк, золотые и серебряные
нити. Приёмы др.-рус. шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церк. облачениях
начинают с 18 в. применяться в В. на праздничном наряде рус. крестьянок.
Относит, постоянство осн. набора мотивов в нар. В. не исключало появления
в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного
или религ. искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались
трактовкой, присущей нар. иск-ву той или иной страны, и органически включались
в традиц. композиции. В нар. В., обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами
нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего нар. В. долго
удерживала нац. своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала
в пестроту. Так, в большинстве р-нов России в нар. В. 18 и 19 вв. (преим.
счётной) доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и
чёрного - в смоленской В., в сочетании с белым и синим - в тульской, с
зелёным - в калужской, с чёрным - в тамбовской, с многоцветным дополнением
- в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним слав,
культам (ромб-символ Солнца в В. центр, р-нов, 3-частные геральдич. сцены
с матерью-богиней или древом жизни посредине - в В. сев. р-нов), уже в
нач. 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных
тканей и включаемые на С. в симметричные 3-частные композиции, а в центр,
р-нах - в ряды 3-полосных фризов. В вологодских В. часто встречаются цветы
тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья,
поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно
трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счётная В.
постепенно сменяется "свободным" тамбурным швом. В В. юж. р-нов (гл. обр.
в воронежской) со 2-й пол. 19 в. господствует яркая полихромия; плотное,
"ковровое" шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмич.
ударов чёрного. Ряд нар. вышивных промыслов возник во 2-й пол. 19 в. в
результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё
белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы,
усвоившие приёмы и пластич. строй В. для верхних слоев общества, при работе
на рынок "от себя" постепенно сближают свои изделия по характеру и духу
с нар. В. Фигурные композиции приобретают обобщённость и ритмич. строгость
симметричных построений, орнамент - плоскостно-силуэтную трактовку.
С развитием фаб. произ-ва во 2-й пол. 19
в. нар. В. в промышленно развитых странах переживает упадок. Не выдерживая
конкуренции с машинной В., она постепенно лишается своих художеств, традиций
и вырождается в подражание фаб. образцам. Новую жизнь нар. В. обрела в
СССР и в странах, идущих по социалистич. пути развития, где поддерживаются
действующие и возрождаются у.гасавшие её центры как средоточие высокого
мастерства и художеств, вкуса, где к работе с объединёнными в производств,
комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение
нар. В. благотворно сказалось и на художеств, качестве машинной В., напр,
саратовской, в к-рой осваиваются мотивы белой строчки пос. Крестцы (Новгородская
обл.), В. Ивановской и Горьковской обл., гладьевой В. Мстёры. В свою очередь
в нар. В. всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы.
Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной В. характерен
и для др. сов. республик, а также для нек-рых социалистич. стран (ГДР,
Венгрия, Польша, Чехословакия).
В. является также одним из самых распространённых
и популярных видов самодеятельного иск-ва и домашнего рукоделия.
Лит.: Фалеева В. А., Русская народная
вышивка, [в. 11. Древнейший тип, Л., 1949; Р а б о т н о в а И. П., Яковлева
В. Я., Русская народная вышивка, М., 1957; Верховская А. С., Западноевропейская
вышивка XII-XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Русское декоративное искусство,
т. 1, М., 1962, с. 461 - 480 (библ. на с. 493); D i I I m о n t T. de,
Encyclopedia of needlework, Mulhquse (Alsace), 1890; Schuette M., Millie
r-Christensen S., A pictorial history of embroidery, N. Y., 1964. И.М.Глозман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я