ВЬЕТНАМ Наука
До франц. колонизации науч. и технич. знания
развивались под влиянием кит. науки и техники. В кон. 19- нач. 20 вв. франц.
учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекц. заболеваниями.
Для выявления минер, ресурсов страны была организована геологич. служба.
Производились топографич. и картографич. работы, гл. обр. в воен. целях.
Философия. В раннеклассовом обществе
(3-1 вв. до н. э.) возникла самостоятельная, по-видимому, политеистич.
система религ.-мифологич. воззрений, от к-рой сохранилось немногое. В первые
века н. э. из Индии и Китая проникают религ. и филос. течения: буддийская
философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистич. взглядов, условно
называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма
(китайского) отсутствием цельной системы филос. воззрений, тесной связью
с магич. практикой, культом местных богов и т. п.
С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии
преобладающим направлением был буддизм дхьяны (вьетн.- тхиен). С кон. 11-
нач. 12 вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией,
закончившаяся в кон. 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей,
но не единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной кит.
мыслителем Чжу Си форме было осн. филос. течением во В. вплоть до 16 в.
Буддийская философия отошла на второй план, её представители преследовались,
но в сфере частной жизни господств, класса и среди осн. массы населения
она, как и даосизм, сохранила прочные позиции.
В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия
переживала кризис, связанный с, изменениями в социальной структуре В.,
ослаблением роли гос-ва в экономич. и политич. жизни общества (Нгуен Бинь
Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных
представителей к-рого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии стали
практически равноправны. Однако среди нар. масс по-прежнему преобладали
воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях даосского учения,
и культом предков. В 18- нач. 19 вв. проявились первые попытки создания
стихийно-материалистич. мировоззрения (Ле Кюи Дон, Фан Хюи Тю и др.). В
19 в. в образованных слоях вьетнамского общества распространилась христ.
философия (Нгуен Чыонг То и др.).
Отсутствие доминирующей филос. концепции,
стихийное формирование мате-риалистич. взглядов, распространение в образованной
среде христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата
страны франц. колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния
традиц.
религ. учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё меньшую роль в
развитии филос. мысли. Однако с 30-х гг. буддийская философия вступила
в период "модернизации", выразившейся в требовании более активного участия
в обществ, жизни.
С нач. 20 в. начинает распространяться
материализм, но самостоят, материалистич. систем выработано не было. Наибольшей
популярностью в среде мелкобурж. интеллигенции в то время пользовалось
учение кит. мыслителя и революц. демократа Сунь Ят-сена. Наиболее крупными
философами в нач. 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30- 40-е гг.
имели место попытки создания конформистской философии, синтезирующей чжусианское
конфуцианство с европ. идеалистич. концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь).
Марксистская мысль формируется во В. с
нач. 20-х гг., когда появляются первые произведения Хо Ши Мина и первые
переводы марксистских работ ("Манифест Коммунистической партии" и др.).
С этого времени марксистская философия всё больше распространяется; в 30-40-е
гг. разрабатывались преим. проблемы эстетики и литературоведения. Создание
во В. в 1930 Коммунистич. партии имело важное значение для укрепления позиций
марксистской идеологии. После победы революции в авг. 1945 и образования
ДРВ марксистская философия становится там преобладающей.
Историческая наука. Вьетнамская
феод, историография возникла не позднее 13 в. Крупным её представителем
явился Ле Ван Хыу, издавший в 1272 "Исторические записки о Дайвьете" -
очерк истории вьетнамского государства с древнейших времён. Эта работа,
как и труды Ле Така "Записки об Аннаме" (кон. 13- нач. 14 вв.), анонимного
автора "Очерк истории Вьета" (13 - 14 вв.), Ли Те Сюйена "Сборник незримых
покровителей страны вьетов" (1329), Фан Фу Тиена "Комментированная история
Дайвьета" (1453), написана под некоторым влиянием феод. кит. конфуцианской
историографии. Новое течение во вьетнамской историографии утвердилось после
появления в 1479 труда Нго Си Лиена "Полная история Дайвьета", подчеркнувшего
самостоят, характер развития вьетнамского гос-ва, что нашло отражение во
введённой им и воспринятой всей вьетнамской феод, историографией периодизации
(до 939, когда вьетнамское гос-во стало официально независимым от кит.
империи, и с 939). Для труда Нго Си Лиена и последующих работ - Фам Конг
Чы "Комментированная основная история Дайвьета" (1665), Ле Кюи Дона "История
Дайвьета" (1749), характерны прославление вьетнамской феод, монархии, политич.
тенденция к утверждению единого централизов. гос-ва. В этих книгах изложение
строилось по хронологич. принципу и осн. внимание уделялось политич. истории.
Следующий этап в развитии вьетнамской историографии начался с выходом в
1821 работы Фан Хюи Тю "Описание установлений всех династий", где сделана
попытка сравнит, анализа экономич., юридич. и политич. институтов, рассматриваемых
на протяжении всей истории В. Элементы историч. анализа, появившиеся в
труде Фан Хюи Тю, получили развитие в крупнейшем вьетнамском произведении
"Полный обзор истории Вьета" (1856-84), написанном группой авторов под
рук. Фан Тхань Жяна.
Первое время после захвата В. франц. колонизаторами
(50-80-е гг. 19 в.) развитие вьетнамской историографии (Чыонг Винь Ки,
Зыонг Куанг Нам и др.) проходило под влиянием франц. бурж. историографии.
Особое место во вьетнамской бурж. историографии занимает общая работа Ле
Тхань Кхоя "История и цивилизация Вьетнама" (Париж, 1955). В трудах идеологов
зарождавшейся нац. буржуазии и патриотически настроенной интеллигенции
(Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь) разоблачалась колон, политика Франции во В.,
ставились проблемы нац.-освободит, борьбы и дальнейшего социально-экономич.
развития В. Большое значение в развитии историч. науки во В. имело создание
Ханойского ун-та (1918).
Первое марксистское исследование по истории
В. написано Хо Ши Мином в 1925-"Обвинительный акт против французской колонизации";
в работе вскрывался механизм колон, эксплуатации, показывалось бедственное
положение трудящихся в условиях колон, режима. В статье "Ленин и Восток"
(1926) Хо Ши Мин подчёркивал важность ленинского положения о соединении
в мировом революц. процессе рабочего движения в развитых капиталистич.
странах и нац.-освободит, движения в колониях.
Работы Хо Ши Мина положили начало изучению
вопросов обществ.-экономич. развития, классов и классовой борьбы, истории
нац.-освободит, рабочего и революц. движения во В. Марксистская историография
окончательно утвердилась в ДРВ после установления нар.-демократич. власти
(1945). Д. В. Деопик.
Экономическая наука. Одна из первых
попыток собрать систематич. материалы по экономике В. (сведения о развитии
экономич. институтов, в т. ч. о налоговой системе, и сравнительный их анализ),
дающие наиболее целостное представление об экономич. истории страны, принадлежит
представителю вьетнамской феод, историографии Фан Хюи Тю.
Бурж. экономич. мысль начала развиваться
во В. в последней четв. 19- нач. 20 вв. в рамках зарождающегося бурж. национализма.
Для воззрений революц.-демократич. крыла движения "за реформы" (Фан Бой
Тяу и др.) характерно признание целесообразности развития нац. пром-сти,
с. х-ва и торговли на основе капиталистич. предпринимательства. Представители
умеренного (либеральнореформаторского) направления (Фан Тю Чинь и его последователи),
критикуя экономич. политику колон, властей, выступали за политич. и экономич.
развитие страны, в т. ч. за демократич. экономич. реформы.
В 20-е гг. во В. начинают проникать марксистские
экономич. идеи. Под воздействием Великой Окт. социалистич. революции в
России, рабочего и коммунистич. движения во Франции и Китае (революции
1925-27) передовая часть вьетнамской интеллигенции начала пропаганду социалистич.
идей, в т. ч. экономич. учения Маркса. Большую роль в распространении марксистско-ленинской
идеологии, в пропаганде марксистской экономич. теории и развитии осн. положений
марксистской экономич. науки применительно к нац. условиям наряду с Хо
Ши Ми-ном сыграли проф. революционеры Тон Дык Тханг, Чан Фу, Ле Хонг Фонг,
Нго За Ты, Буй КонгЧынг, Зыонг Бать Май, Нгуен Ван Тао и др., вышедшие
из рядов Товарищества революц. молодёжи В. Экономисты-марксисты в 30-40-х
гг. разрабатывали проблемы конфискации и национализации земли помещиков,
колонизаторов и церкви и передачи её крестьянам, национализации пром. предприятий
колонизаторов, отмены старых грабительских налогов и введения прогрессивного
налога, установления 8-часового рабочего дня и др., что нашло конкретное
выпажение в программных документах КПИК. В. С. Расторгуев.
Литература
Древний фольклор вьетнамцев представлен
циклом мифологич. преданий о государе Драконе Лаке, первопредке и первоучителе
людей, богатырской сказкой о герое Фу Донге, преданиями о стр-ве Коепости-улитки,
о древних воительницах сестрах Чынг. В ранних памятниках вьетнамской письменности
10-12 вв., написанных на ханване - вьетнамизир. варианте кит. архаич. языка,-
сочетаются черты ораторского творчества и формы, выработанные кит. лит.
традицией. Монументальный стиль характерен для произв., выражающих патриотич.
самоутверждение: "Указ о перенесении столицы" (1010) императора Ли Тхай
То, стихотв. "Властителям Юга вовеки владеть..." (1076) Ли Тхыонг Кьета
(1019- 1105). В 13-14 вв. получила развитие придворная поэзия, на к-рой
сказалось влияние созерцат. буддийского мироощущения: в четверостишиях
и восьмистишиях королей-стихотворцев из династии Чан (1225-1400) изображаются
эстетизированные пейзажи, стихи также служили надписями к картинам. Патриотич.
настроения, неотделимые от патриарх, представлений о долге феодала и его
имуществ. правах, запечатлены в стихах и ритмич. прозе о борьбе с монг.
нашествием в 13 в.: "Воззвание к военачальникам" (1285) Чан Хынг Дао (ум.
1300), стихи Чан Куанг Кхая (1248-94). В кон. 14 в. в творчестве ряда поэтов,
принадлежавших к служилому сословию, появляется тема социального протеста,
а в 1-й пол. 15 в.- ранние социальные утопии. В 14 в. зарождается новелла
на ханване, к-рая формируется на основе повествоват. фольклора и летописной
традиции. В 15 в. развивается поэзия на разговорном вьетнамском яз., (начало
к-рой было положено ещё в 13 в. )-"Сборник стихов на родном языке" Нгуен
Чая (1380-1442). В этом процессе сыграло роль лит. объединение "Собрание
двадцати восьми звёзд" во главе с императооом Ле Тхань Тонгом (1440-97).
В 16-17 вв. получила распространение ритмич. проза. Афористичная и ироничная
поэзия Нгуен Бинь Кхиема (1491-1585) развивает тему социальной несправедливости,
к-рая рассматривается как следствие ухудшения нравов. "Собрание рассказов
об удивительном" Нгуен Зы (16 в.) на ханване ознаменовало высокое совершенство
жанра новеллы.
Не позднее 2-й пол. 16 в. возникли жанры
повествовательной и филос.-лирич. поэмы. В кон. 17- нач. 18 вв. создана
обширная историко-эпич. поэма "Книга Небесного Юга"- поэтич. рассказы о
подвигах историч. лиц и легендарных героев В. В лит-ре 18- нач. 19 вв.
возрастает внимание к отдельной личности. Зарождается жанр лирической поэмы,
дававший простор для изображения внутреннего мира человека: "Жалобы солдатки"
поэтессы ДоанТхиДьем (1705-48), "Жалобы королевской наложницы" Нгуен За
Тхиеу (1741-98). Наступает расцвет жанра повествоват. поэмы, отражавшей
частную жизнь. Синтезом традиций этих жанров явилась поэма Нгуен Зу (1765-
1820)"Стенания истерзанной души" -выдающийся памятник вьетнамской классич.
лит-ры. В поэзии малых форм, особенно скованной традициями, намечается
интерес к оригинальной образности, расширяется тематика, схватывая быт,
городскую жизнь. Талантливые стихи поэтессы Хо Суан Хыонг (кон. 18- нач.
19 вв.), утверждая ценность чувственной жизни человека, содержали сатирич.
образы буддийских монахов и ханжей -конфуцианцев. В прозе на ханване появляются
жанры романа-эпопеи ("Император Ле - объединитель страны"), воспоминаний
("Описание дел в достославной столице" ЛеХыуЧака, 1720-91), очерков, знаменующих
собой расширение знаний о мире (очерки Ле Кюи Дона, 1726-83). В 19 в. лит-pa
развивается в традиц. формах, хотя соч. Чыонг Винь Ки (1837-98) уже предвещают
новую прозу. Ведущими становятся патриотич. мотивы - поэзия Нгуен Динь
Тьеу (1822-88), Нгуен Тхонга (1827- 1894). По мере становления колон, и
феод, общества усиливается сатирич. направление - стихи Нгуен Кхюена (1835-
1909), Ту Сыонга (1870-1907). Поэзия и публицистика нач. 20 в. выражала
идеи просветительства и гражд. пафос. В 1-й четв. 20 в. формируются совр.
прозаич. жанры: новелла, роман, а также совр. драма. Происходит перестройка
в стихосложении, в 30-е гг. возникает движение "Новой поэзии", знаменующее
высвобождение личности от феод. пут. В 20-е гг. зарождается революц. лит-pa:
комедия "Бамбуковый дракон", стихотворения в сб-ке "Тюремный дневник" (1942-43),
рассказы и публицистика Хо Ши Мина (1890-1969), поэзия То Хыу (р. 1920),
художеств.-документ. жанры. Реалистич. направление формировалось в связи
с обращением писателей к крест, теме: роман НгуенКонгХоана (р. 1903)"Последний
шаг" (1938), его сатирич. рассказы, повесть "Лампа гаснет" (1939) и очерки
"Дела деревенские" Нго Тат То (1892- 1954). О жизни городских низов рассказывал
роман Нгуен Хонга (р. 1918) "Воровка" (1938). Реалистич. направленность
романов By Чонг Фунга (1912- 1939), обладающих большой силой обличения
порядков колон.-феод. В., несколько снижало влияние фрейдизма. В нач. 40-х
гг. усиливается тенденция к психологич. разработке образа - роман "Изношенная
жизнь" (1944, посм. публ. 1956) Нам Као (1914-51) и его рассказы.
Лит.: Мхитарян Т. Т., Из истории
создания вьетнамской письменности, "Вестник истории мировой культуры",
1961, № 2; Нгуен Дык Дан, Черты развития вьетнамской литературы 1930 -
1945 годов, "Народы АЗИИ и Африки", 1964, № 1; Никулин Н. И., О
периодизации вьетнамской литературы эпохи средневековья, там же; его же,
Великий вьетнамский поэт Нгуен Зу, М., 1965. Н. И. Никулин.
Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники художеств, культуры
на терр. В. (в т. ч. бронз, барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями
сцен нар. жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет
иск-ва В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием гос-ва Тьямпа (Центр.
В.). Иск-во тьямов испытало влияние культуры Индии и отчасти кхмеров. В
городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских и брахманских
храмов 7- 10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10 в.), классич.
образец "калана"- кирпичного башнеобразного храма, отличающегося стройностью
пропорций. Скульптура тьямов связана с архитектурой. Играя преим. декоративную
роль, она достигает большой пластич. выразительности. Лучшие её образцы
(7-10 вв.) обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди к-рых - горельефы
пьедестала, изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга.
Особое место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастич.
существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и
серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т. д.) из сокровищниц
тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и др.
местах. С 11 в. в иск-ве Центр. В. появляются черты упадка (пропорции храмов
становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым). Этими особенностями
отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная башня", "Медная
башня" (все близ совр. г. Куинён).
Бронзовый барабан "нгок лу". 1 в, до
н. э.
Иск-во Сев. В. вступило в период расцвета
в 11 -13 вв. В его произведениях проявилось некоторое китайское влияние.
Сооружаются многоярусные башни (в т. ч. в Биньсоне, ок. Виньйена, 10-11
вв.), храмовые ансамбли, для к-рых характерны связь с природой, симметричность
плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы",
поев. Конфуцию, в Ханое, осн. в 1070; "Храм великого Будды" близ Ханоя,
13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном столбе (1049,
восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся сооружений последующих
веков-храмовые комплексы Бут-Tan близ Ханоя (до 14 в.), Кэо в пров. Тхайбинь
(17 в.) и многоколонная постройка типа "динь" в дер. Диньбанг близ Ханоя
(18 в.), предназначавшаяся для собраний, судов и т. д., но служившая также
храмом. Поздние дворцы отличаются обильным применением в отделке резьбы
и лака (в т. ч. "Дворец совершенной гармонии" в г. Хюэ, 1805- 1833). В
скульптуре В. с 15 в. появляются изображения канонизиров. умерших священнослужителей,
отмеченные точным следованием натуре (напр., статуя мудреца Тует Шона из
пагоды Тай-Фыонг, 15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями,
пейзажами, погребальными портретами. Развитие получил нар. лубок. Из художеств,
ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву, сочетающаяся с
инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла, плетение из камыша,
а также изготовление лаковых изделий с росписями цветными и золотыми лаками.
Господство франц. колонизаторов (начавшееся
с сер. 19 в.) затормозило развитие нац. культуры. В городах возникли европ.
кварталы, в к-рых с кон. 19 в. появились комфортабельные жилые и обществ,
здания, построенные под влиянием стилей европ. архитектуры (модерн, функционализм).
Районы, заселённые вьетнамцами, были крайне неблагоустроены. Пром. предприятия
размещались вплотную к жилищам; в портовых городах берега рек и морских
бухт были заняты хаотично расположенным и портовыми строениями.
Основанная в 1925 Высшая школа изящных
иск-в в Ханое, знакомя вьетнамских художников с зап.-европ. искусством
и давая им профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического
и салонного искусства.
Лит.: Тюляев С. И., Искусство Вьетнама,
М., 1957; Н г о-Г у и-К у и н, Троицкий С. С., Некоторые памятники архитектуры
Северного Вьетнама, в сб.: Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960;
Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967, с. 214-36; Рагmentiег
Н., Les sculptures chames au Musee de Tourane, P. -Brux., 1922 (Ars Asiatica,
IV); В e z а с ie г L., L'art vietnamien, P., [1955]; Dang-Trung, L'artisanat
au Vietnam, Hanoi, 1958.
Музыка
В многонац. В. каждая из населяющих его
народностей обладает своей нац. культурой, имеющей древние традиции. Нар.
муз. иск-во сохранило самобытность. Музыка богата различными вокальными
жанрами, среди к-рых т. н. х о - лирические, шуточные и сатирич., трудовые
песни крестьян, гребцов, лесорубов, отличающиеся волевыми, энергичными
ритмами; состоят из импровизац. фразы-запева солиста и хорового ритмич.
отклика-восклицания. Для сев. напевов ("кунг бак") характерны живые, светлые
мелодии, для южных ("кунг нам") - протяжные, меланхолические, исполняющиеся
в более медленном темпе, в них сказалось влияние кхмерской муз. культуры
Камбоджи.
Музыка В. в своей основе-пентатонич. строя,
пение - гл. обр. одноголосное, унисонное. Первонач. система нотной записи
проф. музыки В. состояла из названий, соответствующих звукам пятиструнной
цитры: кунг, тхыонг, зок, тьюи, ву. Нотация осуществлялась посредством
кит. иероглифов, т. к. она была введена представителями придворной муз.
культуры В., к-рая, в противоположность нар. иск-ву, находилась в ср. века
под сильным влиянием китайской, а также тьямской и отчасти буддийской,
гл. обр. ритуальной, муз. культур. С развитием проф. музыки пентатоника
обогащалась: наряду со строгим пятиступенным звукорядом появились мелодии
шести- и семиступенные. Образовалась соответствующая строю семиструнной
цитры система нотной записи: хо, сы, санг, се, конг, лиу, у. Нац. опера
В.- синтетич. вид иск-ва, в к-ром сочетаются пение, речитатив, речь, танец,
мимика и жест; оркестровое сопровождение даёт характеристики действующих
лиц и связывает интермедиями происходящее на сцене.
Придворная музыка в феод. В. значительно
отличалась от народной и по жанрам. В ней получила развитие проф. салонная,
камерная музыка. Высокого развития достигла теория муз. иск-ва. В 16 в.
созданы 2 муз. об-ва - теоретическое "Бо донг ван" и вокально-инструментальное
"Бо ня няк", позднее -"Бозяо фыонг" (преобразовано в об-во песни и танца),
организован придворный оркестр "Дои 6а лэнь", обслуживавший королевские
церемонии и ритуальные шествия. В сер. 19 в. создан оркестр "Няк тянь",
объединивший лучших музыкантов и певцов. В придворной музыке использовались
наряду с нар. вьетнамскими и китайские инструменты. Среди инструментов
В.- духовые: бамбуковый кхен (соединённые стебли-трубки разной длины с
отверстиями, имеющие общий мундштук), флейты продольные и поперечные: дык,
тиеу, пи-дой (двойная свирель), шао бан, шао бау (бамбуковая флейта с резонатором
из тыквы); пи рам ланг и пи там лей - типа гобоя, и мн. др. Струнные (с
количеством струн от 1 до 42) - древний однострунный бау, вибрирующее звучание
к-рого близко нар. пению; тхап лук (щипковый типа цитры); среди смычковых
распространены двуструнные (типа виолы). Ударные - чонг дай (большой барабан),
чонг тео (малый барабан), чанг бан (род бубна), мо (деревянные), различные
трещотки и колокольчики, бамбуковый ксилофон чынг; гонги - каменный (хань)
и бронзовый (тьенг).
В кон. 19 в. на основе нар. театра возник
полусамодеят. театр с большими вокальными лирич. номерами "вонг ко" (воспоминания
о прошлом - жанр, сформировавшийся под влиянием тьямской культуры), речитативом,
мелодекламацией и танцами (будущий проф. театр кайлыонг). Он носил ярко
нац. характер, т. к. опирался на южновьетнамские нар. песни, а также на
классич. театр туонг. В классич. арии туонг вплетались грустные тьямские
или кхмерские нар. напевы. В оркестре театра кай-лыонг (размещённом за
кулисами) вместо характерных для сев. театра барабанов и труб использовались
вьетнамские гитары, скрипки и флейты. Первые проф. труппы кай-лыонга созданы
к 1920-м гг. К этому периоду относится одна из популярных постановок "Стенания
истерзанной души" (по поэме Нгуена Зу). В 30-е гг., национальное муз. иск-во
пришло в упадок; проф. театрально-муз. иск-во также утратило нац. своеобразие:
ставились оперы европ. репертуара или композиторов В., подражавших европ.
образцам.
Лит.: НгуэнДин Тхи, Народные песни
Вьетнама, "Советская музыка", 1955, № 5; М и к К у а н г, Вьетнамское оперное
искусство, "Вьетнам", 1961, № 3; Национальные музыкальные инструменты,
там же, 1963, МЬ 1; N s и ё n D i n h L a i. Etude sur la
musique sino-vietnamienne et les chants populaires du Viet-Nam, Saigon,
1956.
Театр
Сведения о театре В. до 19 в. скудны и
отрывочны. Традиционные его жанры - тео и туонг. Тео - нар. театр. Иск-во
этого театра изустно передавалось из поколения в поколение. Сюжеты черпались
из истории, сказок, легенд, поэм. Возникновение тео связано с празднествами,
к-рыми ежегодно отмечался сбор урожая в дельте р. Хонгха. Для тео характерна
импровизация. Осн. персонажи этих представлений крестьяне (в спектаклях
участвуют мужчины и женщины). Тео тесно связано с нар. музыкой и танцами.
Действие сопровождается хором. Музыка, танцы и пение чаще всего рассказывают
о с.-х. процессах (возделывание риса и др.). Отдельные элементы танца (условные
движения кистей рук в танцах с веером и др.) раскрывают содержание пьесы.
Представления устраивались во дворах культовых домов и пагод, зрители сидели
на полу, окружая с трёх сторон место, где разыгрывалось действие. Спектакли
тео обличали обществ, пороки, сатирически изображая феодалов и представителей
франц. колон, властей, воспевали доблесть народа. Наиболее известен выступавший
в жанре тео театр, деятель и драматург Нгуен Динь Нги, создавший ок. 50
пьес, как исторических ("Героиня великого Юга", "На голове бешеного слона"),
так и остро комедийных, сатирических. В его театре сотрудничали популярные
актёры, среди них известный артист Нгуен Ван Тхинь.
Театр туонг - классич. театр В.- возник
между 11-13 вв. на С. страны как придворное зрелище. В своём развитии туонг
испытал нек-рое влияние кит. классич. театра, заимствовал обрядовые и символич.
костюмы, условный грим. В туонге сохраняются условные жесты, костюмы, манера
исполнения, интонации. Декорации отсутствуют. Большое место в репертуаре
занимают пьесы, рассказывающие о событиях нац. истории, истории Китая.
Нередко в основу спектакля положены сюжеты вьетнамской мифологии или переработки
произв. кит. классич. лит-ры и драмы. Кроме придворных трупп театра туонг,
существовали и бродячие труппы, вносившие в иск-во туонг демократич. тенденции.
К сер. 1У в. туонг оОогатился новым содержанием, в числе действ, лиц появились
представители народа. Действие в туонге разделяется на акты. Неотъемлемой
частью спектакля являются музыка и танцы, способствующие раскрытию характера
героя. Декламация ведётся нараспев, на высоких регистрах. К лучшим достижениям
театра туонг в нач. 20 в. относятся историч. пьесы драматургов Ханоя liryeH
Хыу Тиена "Фениксы Донг А" (о героях борьбы против монг. нашествия - полководцах
ЧанХынгДаои ФамНгуЛао) и Хоанг Танг Би "Месть за мужа и долг перед родиной"
(о сестрах Чынг, возглавивших в 1 в. восстание против иноземных завоевателей).
Образы предателей в этих пьесах недвусмысленно указывали на тех, кто в
новое время служил колонизаторам.
Театр к а й-л ы о н г, или обновлённый
театр, сформировался к 20-м гг. 20 в. Представление сопровождается музыкой,
существуют занавес и декорации. Действие пьесы делится на акты. Сюжеты
используются самые разнообразные: из жизни вьетнамского общества нач. 20
в., историч. сюжеты, легенды, часто перерабатываются пьесы европ. театра,
сценарии фильмов. Для развития театра кай-лыонга немало сделал поэт Тхе
Лы, к-рый в 1942-43 создал труппу, носившую его имя.
К и т ь - н о и - совр. "разговорный",
или драматич., театр, появился также в 20-е гг. 20 в. Первые спектакли
- комедии Мольера, затем пьесы вьетнамских авторов ("Друг и жена" By Динь
Лонга, "Деньги" By Гуен Дака и др.). Была поставлена комедия, написанная
Хо Ши Мином,--"Бамбуковый дракон" (1920-е гг.), в,к-рой высмеивается король-марионетка.
III. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ
(VIET-NAM DAN-СНЙ CONG-HOA)
Общие сведения
ДРВ - социалистич. государство, юрисдикция
к-рого распространяется (с 1954) на сев. часть В., к С. от демаркац. линии.
Пл. 158,8 тыс. км2. Нас. 21,3 млн. чел. (1969, оценка
ООН). Столица-г. Ханой. (Карты см. на вклейке к стр. ...)
В адм. отношении терр. ДРВ разделена на
25 провинций, в т. ч. 8 провинций входят в состав двух автономных р-нов;
имеются два города центр, подчинения- Ханой и Хайфон. Провинции: Куангнинь,
Хабак, Ласкай, Йенбай, Виньфу, Хатай, Хоабинь, Хынгйен, Намха, Хайзыонг,
Тхайбинь, Ниньбинь, Тханьхоа, Нгеан, Хатинь, Куангбинь, зона Виньлинь (примыкающая
к 17-й параллели, приравненная к провинции), провинции Каобанг, Лангшон,
Бактхай, Туйенкуанг, Хажанг (входят в авт. р-н Вьетбак); Лайтяу, Нгиало,
Шонла (входят в авт. р-н Тэйбак).
Государственный строй
Действующая конституция вступила в силу
с 1 янв. 1960. Конституция закрепляет руководящую и направляющую роль во
всей обществ, и гос. жизни Партии трудящихся В.
Главой гос-ва является президент ДРВ (избирается
Нац. собранием на 4 года). Президент назначает и смещает членов пр-ва,
публикует законы и указы, объявляет амнистию, состояние войны или воен.
положение, ратифицируетмеждунар. договоры, назначает дипломатич. представителей,
возглавляет вооруж. силы и председательствует в Совете нац. обороны. В
качестве консультативного органа при президенте функционирует Особое политич.
совещание, призванное обсуждать важнейшие обществ.-политические проблемы.
Высший орган гос. власти и единств, законодат.
Правительство ДРВ - Совет Министров - образуется
Органами гос. власти во всех адм.-терр.
В соответствии с конституцией и избират.
Высшая суд. инстанция - Верх. нар. суд,
Гос. герб и гос. флаг см. в таблицах к
Естеств. прирост населения в среднем за
В сложных условиях, вызванных империалистич.
Пр-во ДРВ стремилось к мирному урегулированию
Однако Франция нарушила принятые обязательства.
В 1949 пр-во ДРВ приступило к осуществлению
Передача крестьянам помещичьей земли
ВНА наращивала силу ударов по войскам интервентов,
орган - однопалатное Нац. собрание, депутаты к-рого избираются на 4 года
по норме 1 депутат от 50 тыс. населения (пром. р-ны с населением в 10-
30 тыс. представлены 1 депутатом каждый). Нац. меньшинства имеют гарантированное
представительство в Нац. собрании в количестве 1/
Постоянный комитет Нац. собрания.
Нац. собранием по представлению президента.
единицах являются нар. советы, избираемые населением в провинциях, авт.
р-нах и городах центр, подчинения на 3 года, в уездах, посёлках и сёлах
- на 2 года. Исполнит, органами нар. советов всех ступеней являются их
исполнит, комитеты.
законом от 14 янв. 1960 в ДРВ введено всеобщее прямое избират. право при
тайном голосовании. Активное избират. право предоставляется всем гражданам,
достигшим 18 лет, пассивное - 21 года.
председатель к-рого избирается Нац. собранием на 5 лет. В провинциях, уездах,
городах и авт. р-нах имеются нар. суды. Надзор за соблюдением законности
возложен на Верх. нар. прокуратуру.
статьям Герб государственный и Флаг государственный. Я.М.Бельсон.
Население
год (в 1963-69) -примерно 3%. По территории население размещается крайне
неравномерно и в основном сконцентрировано в р-не дельты р. Хонгха и на
прибрежной равнине, где плотность достигает 500, а местами 1500 чел. на
1 км2. Преобладают небольшие города и крупные сёла. Гор.
населения ок. 20% (1965). Крупные города: Ханой (414,6 тыс. жит., с пригородами
643,6 тыс. жит., 1960), Хайфон (182,5 тыс. жит., с пригородами 369,2 тыс.
жит.), Намдинь (86 тыс. жит.).
Исторический очерк
ДРВ на первом этапе развития народно-демократического
строя (сент. 1945- июль 1954). В
результате победы Августовской революции 1945 во В. возникло первое в Юго-Вост.
Азии гос-во рабочих и крестьян. Образование ДРВ (2 сент. 1945) явилось
серьёзным ударом по колон, системе империализма. Международная реакция
попыталась реставрировать колон, режим во В. Вскоре после образования ДРВ
под предлогом разоружения япон. войск на территорию к С. от 16° с. ш. прибыли
гоминьдановские войска, а к Ю. от 16° с. ш.- англ, войска. 23 сент. 1945
франц. империалисты при поддержке англ, войск заняли Сайгон. К нач. 1946
франц. интервенты захватили почти все крупные города и важнейшие дороги
в Юж. В. и в юж. части Центр. В. Население Сев. и Центр. В. оказывало всемерную
помощь своим соотечественникам в Юж. В., поднявшимся на борьбу против интервентов.
агрессией на Ю., заговорами чанкайшистов и вьетнамских реакционеров на
С., экономич. и финанс. трудностями, пр-во ДРВ укрепляло нар. власть, налаживало
х-во. В янв. 1946 были осуществлены выборы в новые органы местной власти.
На Ю., где шли бои с захватчиками, создавались особые гос. органы - комитеты
Сопротивления. В янв. 1946 состоялись всеобщие выборы в Нац. собрание ДРВ,
в к-рых участвовало св. 90% избирателей. В мае был образован Национальный
союз В.- Лъен-Въет, объединивший организации фронта Вьетминь и многие
новые общественно-политические организации. Льен-Вьет был создан как массовая
орг-ция для расширения единого фронта народа в борьбе за упрочение независимости
и строительство нового демократич. гос-ва. Одновременно укреплялись ряды
Вьетминя, к-рый по-прежнему сохранял своё значение как авангардная орг-ция.
8 нояб. 1946 Нац. собрание приняло конституцию ДРВ, провозгласившую В.
независимым суверенным гос-вом, закрепившую власть народа, демократич.
права и свободы граждан (действовала до 1960). Нар. власть декретировала
введение в стране 8-часового рабочего дня на гос. и частных предприятиях,
установила минимум заработной платы, определила обязанности частных предпринимателей
по отношению к рабочим. Подушный налог был заменён прогрессивным подоходным
налогом, снижен на 20% поземельный налог. Гос-во обязало землевладельцев
сократить на 25% размеры арендной платы, взимаемой с крестьян. В сел. местности
было положено начало созданию групп трудовой взаимопомощи, создавались
первые потребительские, кредитные и производств, кооперативы. Гос-во оказывало
содействие мелким торговцам, ремесленникам и нац. буржуазии в развитии
их деловой активности в целях подъёма пром-сти и торговли. Была упразднена
франц. монополия на добычу полезных ископаемых во В. Пр-во ДРВ взяло в
свои руки контроль над внеш. торговлей, отменив франц. таможенное законодательство.
В то же время многим франц. предприятиям предоставлялась возможность продолжать
их деятельность на основе законодательства ДРВ, подчиняясь в определ. мере
как государственному, так и рабочему контролю. Восстанавливались заброшенные
франц. и япон. предприятия.
франко-вьетнамских отношений и предотвращению войны. По въетнамо-французским
соглашениям 1946 Франция признала независимость ДРВ в рамках Индокит.
федерации и Франц. союза; прекращались военные действия, все спорные вопросы
должны были решаться путём переговоров; вопрос о воссоединении Юж. В.(Кохинхины)
с республикой предусматривалось разрешить путём проведения референдума.
Пр-во ДРВ согласилось на замену гоминьдановских войск французскими к С.
от 16ос. ш. (в кон. 1946 Великобритания передала "полномочия"
Франции и вывела свои войска из Юж. В.).
После вступления франц. войск в сев. и центр, р-ны В. оккупанты предприняли
многочисленные провокации, в т. ч. репрессии против гражданского населения.
В ответ на предпринятые республикой меры самообороны франц. командование
потребовало разоружения вьетнамских вооруж. сил. 19 дек. 1946 франц. войска
начали открытые воен. действия, стремясь установить контроль над осн. городами.
По призыву партии и пр-ва ДРВ вьетнамский народ поднялся на общенац. войну
Сопротивления (см. Война Сопротивления вьетнамского народа 1945-54).
В
1946-47 франц. экспедиц. корпусу удалось оккупировать большую часть городов
(17 февр. 1947 - Ханой) и прибрежных р-нов. В мае 1948 колонизаторы образовали
на оккупированной терр. марионеточное пр-во Пгуен Сюана, а через год объявили
о создании т. н. Гос-ва Вьетнам во главе с быв. императором Бао-Даем. С
кон. 1950, несмотря на возраставшую помощь франц. колонизаторам (гл. обр.
воен. техникой) со стороны США, воен. инициатива стала переходить к Вьетнамской
нар. армии (ВНА). К нач. 1950 большая часть территории страны была освобождена
от франц. войск. Это позволило ДРВ наладить прямые связи с социалистич.
странами. Признание ДРВ Сов. Союзом (30 янв. 1950) и др. социалистич. странами
укрепило междунар. положение ДРй. Сила ударов ВНА по войскам колонизаторов
и их марионеткам нарастала. В кон. 1950 франц. войска получили под крепление
из Сев. Африки и большое количество амер. оружия. Во В. прибыла постоянная
воен. миссия США. Открытое вмешательство США создало дополнит, трудности
для ДРВ в ведении воен. действий.
агр. преобразований, направленных гл. обр. на ограничение феод, и полуфеод,
эксплуатации крестьянства. Были изданы декреты о конфискации земель франц.
колонизаторов и вьетнамских предателей и о передаче их во врем. пользование
бедным крестьянам (1 июля 1949), о снижении арендной платы за землю на
25% (14 июля 1949), об арендных отношениях и уменьшении долговых процентов
(22 мая 1950) и др. В марте 1950 началась национализация минер, богатств
страны, осн. ирригац. систем, лесных массивов и путей сообщения. В мае
1951 был создан Нац. банк В., проведена ден. реформа, организована служба
гос. торговли. Унифицировалась система налогообложения, принимались меры
по уменьшению инфляции, роста цен, пресечению спекуляции. В февр. 1951
2-й съезд К.ПИК принял решение о переименовании КПИК в Партию трудящихся
Вьетнама (ПТВ). В марте 1951 произошло слияние Вьетминя и Льен-Вьета
в единый нац. фронт В. - Льен-Вьет. В 1953 начался решающий этап агр. революции.
4 дек. 1953 сессия Нац. собрания приняла закон о зем. реформе, к-рая предусматривала
ликвидацию прав империалистов на зем. собственность, уничтожение помещичьего
землевладения, осуществление лозунга "землю тем, кто её обрабатывает".
во время аграрной реформы (ДРВ).
к-рые в кон. 1953 - нач. 1954 представляли собой 4 изолированные группировки.
Первая, и самая крупная, занимала треугольник Ханой - Монгкай - устье р.
Хонгха. Вторая удерживала р-н Лайтяу в Сев.-Зап. В. Третья находилась в
Чунгбо и была прижата к узкой полосе мор. побережья. Четвёртая группировка
действовала в Намбо - в районе Сайгона. В ' марте 1954 развернулась битва
в районе Дъенбъенфу (окружено 11 батальонов франц. войск), к-рая
закончилась (7 мая) блестящей победой ВНА. В результате весь С.-З. Бакбо
был освобождён. Поражения колонизаторов, борьба всех миролюбивых сил, возглавляемых
СССР, за прекращение войны во В. вынудили франц. пр-во пойти на переговоры
об урегулировании индокит. проблемы. В июле 1954 на Женевском совещании
министров иностранных дел 9 гос-в, несмотря на препятствия, чинимые пр-вом
США, были подписаны соглашения о восстановлении мира в Индокитае (см. Женевские
соглашения 1954). Соглашения предусматривали, что вооруж. силы ДРВ
и Франции прекратят огонь и в течение 300 дней завершат перегруппировку
в соответств. зонах: ВНА - к С. от 17-й параллели, франц. экспедиц. корпус
- к Ю. Во В. устанавливалась врем, демаркац. линия, проходящая от побережья
до границы с Лаосом приблизительно по 17-й параллели (по р. Бенхай). Запрещался
допуск иностр. войск во В., исключалось создание воен. баз иностр. гос-в.
Политич. урегулирование во В., в соответствии с Заключит, декларацией Женевского
совещания, должно было быть осуществлено посредством проведения в июле
1956 всеобщих свободных выборов под междунар. контролем. Участники совещания
обязались уважать суверенитет, независимость, терр. единство и целостность
В. и воздерживаться от всякого вмешательства в его внутр. дела. Подписание
Женевских соглашений явилось большим успехом не только вьетнамского народа,
но и всех прогрессивных сил мира. Однако южновьетнамские власти, инспирируемые
США, пытаясь сорвать мирное объединение В., отказались от проведения всеобщих
выборов (см. раздел Юж. Вьетнам, Историческая справка).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я