ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
направление
экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии
20 в., в психологич. ин-те г. Вюрцбурга (Германия). Основатель и главный
теоретик В. ш. - О. Кюльпе, наиболее известные представители - Н.
Ах
и
К. Бюлер. Орган школы - жури. "Archiv fur die gesamte Psychologic"
(с 1903). Осн. тезис В. ш. состоит в постулировании существования особых
состояний сознания - "мыслей", не сводимых к содержанию чувств, представлений.
Господствовавшая в конце 19 в. ассоциативная психология сводила мышление
к комбинированию, по законам ассоциаций, чувств, представлений. Психологи
В. ш., опираясь в филос. плане на идеалистич. принципы феноменологии
Ф.
Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента.
Усовершенствовав технику самонаблюдения
(подбор и предварит, тренировка
испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём),
они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих
содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы
о безобразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувств,
представлений. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В.
ш., как правило, не образы, а нечто другое - отношения, целевые установки,
действия комбинирования и группировки и т. д. Суммарно и довольно неопределённо
всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями; согласно
принципам феноменологии, их характерная черта - интенциональность, направленность
на нечто лежащее за пределами мышления: идеи, идеальные и реальные предметы
и т. д.
Для объяснения перехода от одних состояний
сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно
связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей
тенденции (Н. Ах): собственная или поставленная извне задача предопределяет
последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая
задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже
устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться нек-рое время спустя после
проведения эксперимента.
Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении
специфичности психологич. особенностей мышления, их несводимости к ассоциации
представлений. Работы В. ш. оказали непосредств. влияние на исследования
О. Зельца, на гештальтпсихологию, а также на формирование теории
установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на нек-рые эстетич. теории.
В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики
и поведения работы В. ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение.
Лит.: Крогиус А. А., Вюрцбургская
школа экспериментального исследования мышления и её значение, в кн.: Новые
идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Кюльпе О., Современная психология мышления,
там же; его же, Введение в философию, 2 изд., СПБ, 1908; [Анцыферова Л.
И.], Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской
школе, в кн.: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических
странах, М., 1966; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл.
12. И. Н. Семёнов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я