ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Газы, содержащиеся в сжиженном состоянии,
Осн. преимуществами Г. а. перед автомобилями,
В СССР первые конструкции Г. а. были
Газобаллонная установка автомобиля,
Газобаллонная установка автомобиля,
Сжиженный метан используется обычно
Осн. технич. показатели сов. Г. а. приведены
Лит.: Самоль Г. И., Гольд-блат
Основные технические показатели советских
Показатели На сжатом природном (метановом)
На сжиженном нефтяном (пропано-бутановом)
На сжиженном природном (метановом)
ЗИЛ-166 ГАЗ-51Б ЗИЛ-166А ГАЗ-51Ж ЗИЛ-138 ГАЗ-53-07 ЗИЛ-164 ГАЗ-51 ГАЗ-51 рефрижератор Полезная грузоподъёмность, кг 3500 2000 4000 2500 5000 4000 4000 2500 2000 Кол-во газовых баллонов, шт. 8 5 1 1 1 1 2 2 1 Масса газовых баллонов, кг 560 350 138 65 130 100 272 160 136 Рабочее давление газобаллонной
20 20 1,6 1,6 1,6 1,6 1,0 1,0 1.0 ЁМКОСТЬ газовых баллонов, л 400 250 250 115 250 183 200 120 100 Кол-во содержащегося в баллоне
80 50 225 103 225 165 180 110 90 Расход топлива: л/100 км 50 33 46 38 75 53 53 м3/100 км 38 26 кг/100 км 27 19 28 18 25 21 32 23 23 Запас хода автомобиля, км 210 190 450 310 490 440 240 210 170 Макс, мощность двигателя, квт(л.с.) 63(85) 41(56) 66(90) 46(62) 111(157) 88(118) 63(85) 41(56) 41(56) Макс, скорость движения автомобиля,
74 70 78 80 103 100 74 75 72 Масса газобаллонного оборудования,
650 400 275 145 270 220 300 200 300 Лит.: Строительные нормы и правила,
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
автомобиль, двигатель к-рого работает
на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах,
смонтированных на шасси этого автомобиля. В сжатом состоянии содержатся газы
природные, добываемые на газовых промыслах и получаемые попутно при добыче и
переработке нефти; коксовые, являющиеся побочным продуктом переработки кам.
углей. Для обеспечения необходимого запаса хода Г. а. сжатые газы нагнетаются
в баллоны до давления 20 Мн/м2 (200 кгс/см2).
подразделяются на 2 группы: 1) пропано-бутановые и пропилено-бутиленовые, превращающиеся
в жидкость при обычных темп-pax и сравнительно невысоком давлении: они содержатся
в стальных баллонах, рассчитанных на давление 1,6 Мм/л2 (16 кгс/см2);
2)метано-вый газ, превращаемый в жидкость при атм. давлении и темп-ре -161,3
°С; для его хранения и перевозки требуются спец. изотермич. баллоны, изготовленные
из хладостойкого материала и рассчитанные на давление в 1 Мн/м2
(10 кгс/см2).
работающими на жидких топливах, являются: меньший износ деталей двигателя, больший
срок службы масла, возможность увеличения мощности двигателя за счёт повышения
степени сжатия, более высокая топливная экономичность, меньшая стоимость топлива,
малая токсичность отработавших газов. Эксплуатация Г. а. связана с необходимостью
создания сети газонаполнительных станций, что задерживает развитие этого вида
транспорта.
созданы в начале 30-х гг.; пром. выпуск Г. а., работающих на сжатых газах, был
начат в 1939, на сжиженных газах - в 1953. Г. а. подразделяются на универсальные
(работающие как на газе, так и на бензине) и специальные, двигатели к-рых приспособлены
для работы только на газе.
работающего на сжатом газе, включает 5-8 баллонов, располагаемых обычно под
полом грузовой платформы. Из баллонов газ проходит через подогреватель, магистральный
вентиль и фильтр в двухступенчатый редуктор, где его давление снижается до значения,
близкого к атмосферному. На выходе из редуктора установлено дозирующее устройство,
обеспечивающее поступление необходимого кол-ва газа к карбюратору-смесителю,
в к-ром газ смешивается с воздухом. Далее газо-возд. смесь направляется в цилиндры
двигателя.
работающего на сжиженном газе, включает баллон, который заполняется жидкостью
на 90% его ёмкости (сверху остаётся паровая подушка, необходимая при тепловом
расширении жидкости). При пуске холодного двигателя топливо поступает в газообразном
состоянии из верх, части баллона. Прогретый двигатель работает на топливе, поступающем
из ниж. части баллона через магистральный вентиль в испаритель, где оно (за
счёт тепла горячей воды в системе охлаждения двигателя) переходит из жидкого
в газообразное состояние. Испарённое топливо проходит войлочный и сетчатый фильтры,
двухступенчатый газовый редуктор и поступает в двухкамерный газовый смеситель,
в к-ром смешивается в необходимой пропорции с воздухом. Газо-воздушная смесь
засасывается в цилиндры двигателя и сгорает, как и в обычном двигателе.
комплексно-в качестве источника холода для поддержания низкой темп-ры в кузове
(при перевозке, напр., скоропортящихся пищ. продуктов) и одновременно топлива
для двигателя. Из изотермич. баллона метан проходит через теплообменные батареи
(в к-рых он испаряется и нагревается за счёт тепла окружающего воздуха) в автоматич.
переключатель и двухступенчатый редуктор к газовому смесителю, откуда и поступает
в цилиндры двигателя.
в табл.
И. И., Газобаллонные автомобили, 3 изд., М., 1963. И. И. Голъдблат.
газобаллонных автомобилей, работающих на сжатых и сжиженных газах
газе
газе
газе
установки, Мн/м2
газа: М3 - для сжатого газа, л - для сжиженного газа
км/ч
кг
ГАЗОБЕТОН, разновидность ячеистого
бетона. Изготовляется путём введения газообразователя (обычно алюминиевой
пудры) в смесь, состоящую из вяжущего (портландцемента, молотой извести-ки-пелки
и др.). кремнезёмистого компонента (молотого кварцевого песка) и воды. Процесс
газообразования происходит вследствие хим. реакции между гидратом окиси кальция
и алюминием; выделяющийся при этом водород вызывает вспучивание раствора, к-рый,
затвердевая, сохраняет пористую структуру. Для быстрого твердения и получения
изделий из Г. с необходимыми прочностными показателями изделия подвергают тепловлаж-ностной
обработке в автоклавах при давлении пара не менее 9 am и темп-ре 175
°С. Г. применяется гл. обр. в качестве тепло-изоляц. и конструктивно-теплоизоляц.
материала при изготовлении ограждающих конструкций зданий. Плотность Г. (кг/м3)
300, 400, 500, 600, 700; предел прочности при сжатии (Мн/м2) соответственно
0,8; 1,2; 2,5; 3,5; 5,0 (8,12, 25, 35, 50 кг/см2). Существует
ряд разновидностей Г., отличающихся по виду применяемого вяжущего или кремнезёмистого
компонента: напр., газосиликат (вяжущее - известь-кипелка), газозолобетон (кремнезёмистый
компонент - зола-унос ТЭЦ).
ч. 1, раздел В, гл. 3. Бетоны на неорганических вяжущих и заполнителях, М.,
1963; Кривицкий М. Я., Заводское изготовление изделий из газобетона, М., 1963.
М. Я. Кривицкий.