ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ

ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ
автомобиль, двигатель к-рого работает
на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах,
смонтированных на шасси этого автомобиля. В сжатом состоянии содержатся газы
природные, добываемые на газовых промыслах и получаемые попутно при добыче и
переработке нефти; коксовые, являющиеся побочным продуктом переработки кам.
углей. Для обеспечения необходимого запаса хода Г. а. сжатые газы нагнетаются
в баллоны до давления 20 Мн/м2 (200 кгс/см2).




Газы, содержащиеся в сжиженном состоянии,
подразделяются на 2 группы: 1) пропано-бутановые и пропилено-бутиленовые, превращающиеся
в жидкость при обычных темп-pax и сравнительно невысоком давлении: они содержатся
в стальных баллонах, рассчитанных на давление 1,6 Мм/л2 (16 кгс/см2);
2)метано-вый газ, превращаемый в жидкость при атм. давлении и темп-ре -161,3
°С; для его хранения и перевозки требуются спец. изотермич. баллоны, изготовленные
из хладостойкого материала и рассчитанные на давление в 1 Мн/м2
(10 кгс/см2).




Осн. преимуществами Г. а. перед автомобилями,
работающими на жидких топливах, являются: меньший износ деталей двигателя, больший
срок службы масла, возможность увеличения мощности двигателя за счёт повышения
степени сжатия, более высокая топливная экономичность, меньшая стоимость топлива,
малая токсичность отработавших газов. Эксплуатация Г. а. связана с необходимостью
создания сети газонаполнительных станций, что задерживает развитие этого вида
транспорта.




В СССР первые конструкции Г. а. были
созданы в начале 30-х гг.; пром. выпуск Г. а., работающих на сжатых газах, был
начат в 1939, на сжиженных газах - в 1953. Г. а. подразделяются на универсальные
(работающие как на газе, так и на бензине) и специальные, двигатели к-рых приспособлены
для работы только на газе.




Газобаллонная установка автомобиля,
работающего на сжатом газе, включает 5-8 баллонов, располагаемых обычно под
полом грузовой платформы. Из баллонов газ проходит через подогреватель, магистральный
вентиль и фильтр в двухступенчатый редуктор, где его давление снижается до значения,
близкого к атмосферному. На выходе из редуктора установлено дозирующее устройство,
обеспечивающее поступление необходимого кол-ва газа к карбюратору-смесителю,
в к-ром газ смешивается с воздухом. Далее газо-возд. смесь направляется в цилиндры
двигателя.




Газобаллонная установка автомобиля,
работающего на сжиженном газе, включает баллон, который заполняется жидкостью
на 90% его ёмкости (сверху остаётся паровая подушка, необходимая при тепловом
расширении жидкости). При пуске холодного двигателя топливо поступает в газообразном
состоянии из верх, части баллона. Прогретый двигатель работает на топливе, поступающем
из ниж. части баллона через магистральный вентиль в испаритель, где оно (за
счёт тепла горячей воды в системе охлаждения двигателя) переходит из жидкого
в газообразное состояние. Испарённое топливо проходит войлочный и сетчатый фильтры,
двухступенчатый газовый редуктор и поступает в двухкамерный газовый смеситель,
в к-ром смешивается в необходимой пропорции с воздухом. Газо-воздушная смесь
засасывается в цилиндры двигателя и сгорает, как и в обычном двигателе.




Сжиженный метан используется обычно
комплексно-в качестве источника холода для поддержания низкой темп-ры в кузове
(при перевозке, напр., скоропортящихся пищ. продуктов) и одновременно топлива
для двигателя. Из изотермич. баллона метан проходит через теплообменные батареи
(в к-рых он испаряется и нагревается за счёт тепла окружающего воздуха) в автоматич.
переключатель и двухступенчатый редуктор к газовому смесителю, откуда и поступает
в цилиндры двигателя.




Осн. технич. показатели сов. Г. а. приведены
в табл.




Лит.: Самоль Г. И., Гольд-блат
И. И., Газобаллонные автомобили, 3 изд., М., 1963. И. И. Голъдблат.




Основные технические показатели советских
газобаллонных автомобилей, работающих на сжатых и сжиженных газах




















































































































































































Показатели







На сжатом природном (метановом)
газе







На сжиженном нефтяном (пропано-бутановом)
газе







На сжиженном природном (метановом)
газе







ЗИЛ-166







ГАЗ-51Б







ЗИЛ-166А







ГАЗ-51Ж







ЗИЛ-138







ГАЗ-53-07







ЗИЛ-164







ГАЗ-51







ГАЗ-51 рефрижератор







Полезная грузоподъёмность, кг







3500







2000







4000







2500







5000







4000







4000







2500







2000







Кол-во газовых баллонов, шт.







8







5







1







1







1







1







2







2







1







Масса газовых баллонов, кг







560







350







138







65







130







100







272







160







136







Рабочее давление газобаллонной
установки, Мн/м2







20







20







1,6







1,6







1,6







1,6







1,0







1,0







1.0







ЁМКОСТЬ газовых баллонов, л







400







250







250







115







250







183







200







120







100







Кол-во содержащегося в баллоне
газа: М3 - для сжатого газа, л - для сжиженного газа







80







50







225







103







225







165







180







110







90







Расход топлива: л/100 км











50







33







46







38







75







53







53







м3/100 км







38







26





























кг/100 км







27







19







28







18







25







21







32







23







23







Запас хода автомобиля, км







210







190







450







310







490







440







240







210







170







Макс, мощность двигателя, квт(л.с.)







63(85)







41(56)







66(90)







46(62)







111(157)







88(118)







63(85)







41(56)







41(56)







Макс, скорость движения автомобиля,
км/ч







74







70







78







80







103







100







74







75







72







Масса газобаллонного оборудования,
кг







650







400







275







145







270







220







300







200







300






ГАЗОБЕТОН, разновидность ячеистого
бетона.
Изготовляется путём введения газообразователя (обычно алюминиевой
пудры) в смесь, состоящую из вяжущего (портландцемента, молотой извести-ки-пелки
и др.). кремнезёмистого компонента (молотого кварцевого песка) и воды. Процесс
газообразования происходит вследствие хим. реакции между гидратом окиси кальция
и алюминием; выделяющийся при этом водород вызывает вспучивание раствора, к-рый,
затвердевая, сохраняет пористую структуру. Для быстрого твердения и получения
изделий из Г. с необходимыми прочностными показателями изделия подвергают тепловлаж-ностной
обработке в автоклавах при давлении пара не менее 9 am и темп-ре 175
°С. Г. применяется гл. обр. в качестве тепло-изоляц. и конструктивно-теплоизоляц.
материала при изготовлении ограждающих конструкций зданий. Плотность Г. (кг/м3)
300, 400, 500, 600, 700; предел прочности при сжатии (Мн/м2) соответственно
0,8; 1,2; 2,5; 3,5; 5,0 (8,12, 25, 35, 50 кг/см2). Существует
ряд разновидностей Г., отличающихся по виду применяемого вяжущего или кремнезёмистого
компонента: напр., газосиликат (вяжущее - известь-кипелка), газозолобетон (кремнезёмистый
компонент - зола-унос ТЭЦ).




Лит.: Строительные нормы и правила,
ч. 1, раздел В, гл. 3. Бетоны на неорганических вяжущих и заполнителях, М.,
1963; Кривицкий М. Я., Заводское изготовление изделий из газобетона, М., 1963.
М. Я. Кривицкий.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я