ГАЗОВАЯ ТУРБИНА
тепловой двигатель
Г. т. классифицируют по направлению
пендикулярно оси. Радиальные турбины
Процесс преобразования энергии в многоступенчатой
Совершенство Г. т. характеризуется эффективным
Большой вклад в развитие Г. т. внесли
Дальнейшее развитие Г. т. зависит от
Применение Г. т. и лит. см. в статьях
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
непрерывного действия, в лопаточном аппарате к-рого энергия сжатого и нагретого
газа преобразуется в механич. работу на валу. Нагревание сжатого газа может
осуществляться в камере сгорания, ядерном реакторе и др. Первые Г. т. появились
в конце 19 в. как часть газотурбинного двигателя и по конструктивному
выполнению были близки к паровой турбине. Г. т. представляет собой ряд
последовательно расположенных неподвижных лопаточных венцов соплового аппарата
и вращающихся венцов рабочего колеса, образующих её проточную часть. Сопловой
аппарат в сочетании с рабочим колесом составляет ступень
турбины. Ступень состоит из статора, в к-рый входят неподвижные детали (корпус,
сопловые лопатки, бандажные кольца), и ротора, представляющего собой совокупность
вращающихся частей (рабочие лопатки, диски, вал).
газового потока, количеству ступеней, способу использования теплоперепада и
способу подвода газа к рабочему колесу. По направлению газового потока различают
Г. т. осевые (наиболее распространены) ирадиальные, а также диагональные и тангенциальные.
В осевых газовых турбинах (рис.) поток в меридиональном сечении движется в основном
вдоль оси турбины, в радиальных турбинах - перРабочая часть двухступенчатой
осевой газовой турбины: 1 - сопловая лопатка 1-й ступени; 2 - рабочее
колесо 1-й ступени; 3 - сопловая лопатка 2-й ступени; 4 - рабочее
колесо 2-й ступени.
могут быть центростремительными и центробежными. В диагональной турбине газ
течёт под нек-рым углом к оси вращения турбины. Рабочее колесо тангенциальной
турбины не имеет лопаток, такие турбины применяются при очень малом расходе
газа, напр, в приборах. Г. т. бывают одноступенчатые и многоступенчатые. Число
ступеней определяется назначением турбины, её конструктивной схемой, мощностью,
развиваемой одной ступенью, а также срабатываемым перепадом давления. По способу
использования располагаемого теплоперепада различают турбины со ступенями скорости,
в рабочем колесе к-рых происходит только поворот потока, без изменения давления
(активные турбины), и турбины со ступенями давления, в к-рых давление уменьшается
как в сопловых аппаратах, так и на рабочих лопатках (реактивные турбины). Газ
может подводиться к рабочему колесу по части окружности соплового аппарата (парциальные
Г. т.) или по полной его окружности.
турбине состоит из ряда последовательных процессов в отдельных ступенях. Сжатый
и подогретый газ с начальной скоростью поступает в межлопаточные каналы соплового
аппарата, где в процессе расширения происходит преобразование части располагаемого
тепло-перепада в кинетич. энергию вытекающей струи. Дальнейшее расширение газа
и преобразование теплоперепада в полезную работу происходит в межлопаточных
каналах рабочего колеса. Поток газа, действуя на рабочие лопатки, создаёт крутящий
момент на валу турбины. При этом абсолютная скорость газа уменьшается. Чем меньше
эта скорость, тем большая часть располагаемой энергии газа преобразуется в механич.
работу на валу турбины. Рабочие лопатки воспринимают усилия, возникающие как
вследствие изменения направления скорости газа, обтекающего их (активное действие
потока), так и в результате ускорения потока газа при его относительном движении
в межлопаточных каналах (реактивное действие потока).
кпд, представляющим собой отношение работы, снимаемой с вала, к располагаемой
энергии газа перед турбиной. Эффективный кпд совр. многоступенчатых турбин достигает
0,92- 0,94.
сов. учёные Б. С. Стечкин, Н. Р. Брилинг, В. В. Уваров, Г. С. Жирицкий, К. В.
Холщевиков, И. И. Кириллов и др. Значит, успехов в создании Г. т. для стационарных
и передвижных газотурбинных установок достигли зарубежные фирмы (швейц. "Броун-Бовери",
в к-рой работал известный словацкий учёный А. Стодола, и 3ульцер,
амер. "Дженерал электрик" и др.).
возможности повышения темп-ры газа перед турбиной, что связано с созданием жаропрочных
материалов и надёжных систем охлаждения лопаток, совершенствования проточной
части и др.
Газотурбинный двигатель, Авиационная газовая турбина, Газотурбинная электростанция.
В. С. Бекнев.