ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
автомобиль,
двигатель к-рого работает на газе, получаемом из твёрдого топлива в газогенераторе,
смонтированном
на его шасси. В СССР работы по созданию Г. а. были начаты в 1923, серийный
выпуск Г. а. (ЗИС-13)
был освоен в 1938. В качестве топлива для
Г. а. используются древесные чурки (преим. твёрдых пород, влажностью 20-25%)
либо бурый уголь. Возможно применение древесного угля, торфа, полукокса,
антрацита и др. Г. а. предназначены для эксплуатации в районах, отдалённых
от мест произ-ва жидкого топлива. Г. а. широко применялись во время Великой
Отечественной войны 1941-45, когда ощущался острый недостаток жидкого топлива
для нужд автомобильного транспорта.
Газогенераторная установка
автомобиля состоит из газогенератора, очистительно-охладительного и. газосмесит.
устройств.
При работе на генераторном
газе двигатель развивает значительно меньшую мощность, чем при работе на
бензине, из-за меньшей теплоты сгорания газовоздушной смеси [2,4-2,5 кдж/м3
(580- 600 кал/м3)] по сравнению
с бензо-воздуш-ной [3,5-3,6 кдж/м3 (830-850 кал/м3)].
Эти потери мощности могут быть частично компенсированы повышением степени
сжатия двигателя (в связи с меньшей склонностью генераторного газа к детонации),
а улучшение динамич. качеств автомобиля может быть достигнуто изменением
передаточного отношения главной передачи.
Относительно большая масса
газогенераторной установки (примерно 350 кг) снижает полезную грузоподъёмность
Г. а. Г. а. на базе автомобиля ЗИЛ-164 (грузоподъёмность 3500 кг,
мощность двигателя 47 квт) расходует на 100 км пробега 100-140
кг берёзовых чурок влажностью 25%.
Лит.: Токарев Г. Г.,
Газогенераторные автомобили, М., 1955. Г. Г. Терзибашъян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я