ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ
в
двигателе внутреннего сгорания, периодическое действие впускных и выпускных
органов двигателя, обеспечивающее заполнение цилиндра свежим зарядом (всасывание,
впуск) и удаление отработавших газов (выхлоп, выпуск). В
зависимости от типа и конструкции двигателя Г. может быть клапанным, шайбовым,
золотниковым (бесклапанным), щелевым и комбинированным. При клапанном
Г. известны два осн. вида расположения клапанов: в головке цилиндров -
верхняя, или подвесная, система (рис. 1, a) и т. н. нижняя, или
боковая, система (рис. 1, б). В подвесной системе клапаны приводятся
в движение с помощью кулачков распределительного валика, приводимого от
коленчатого вала двигателя через шестерёнчатую или цепную передачу.
Рнс. 1. Клапанное газораспределение:
а
- верхняя, пли подвесная, система: 6 - нижняя, или боковая,
система.
В судовых и тепловозных двигателях
внутр. сгорания (дизелях) в системе Г. имеются дополнит, кулачки
и реверсивные устройства (см. Реверс), позволяющие изменять направление
вращения коленчатого вала.
Шайбовое Г. осуществляется
с помощью плоских вращающихся шестерён и шайб с вырезанными в них окнами.
При вращении шайбы её окна совмещаются с окнами в днище и головке цилиндра,
в это время осуществляется процесс Г. Золотниковое (бесклапанное) Г.
выполняют золотники, имеющие привод от коленчатого вала двигателя.
Щелевое Г. применяется в
двухтактных двигателях. В стенках цилиндра Имеются щели (окна),
к-рые открываются и закрываются движущимся в цилиндре поршнем.
Наиболее распространённым
видом комбинированного Г. является клапанно-щелевое (рис, 2),
при котором выхлоп осуществляется через выпускной клапан, а всасывание
- через щелевое устройство.
Рис. 2. Комбинированное клапанно-щелевое
газораспределение.
Лит. см. при статьях
Двигатель
внутреннего сгорания и Дизель. Г. С. Скубачевский,
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я