ГАЛИЛЕЙ
(Galilei)
Галилео (15.2.1564, Пиза,-8.1.1642, Арчетри, близ Флоренции), итальянский
физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог
и критик.
Г. принадлежал к знатной,
но обедневшей флорентийской семье. Отец его, Вин-ченцо, известный музыкант,
оказал большое влияние на развитие и формирование способностей Г. До 11
лет Г. жил в Пизе, посещал там школу, затем семья переселилась во Флоренцию.
Дальнейшее воспитание Г. получил в монастыре Валломброса, где был принят
послушником в монашеский орден. Здесь познакомился с работами лат. и греч.
писателей. Под предлогом тяжёлой глазной болезни отец взял сына из монастыря.
По настоянию отца в 1581 Г. поступил в Пизанский ун-т, в к-ром изучал медицину.
Здесь он впервые
познакомился с физикой Аристотеля, с самого начала показавшейся
ему неубедительной. Г. обратился к чтению древних математиков - Евклида
и Архимеда. Архимед стал его настоящим учителем. Увлечённый геометрией
и механикой, Г. бросил медицину и вернулся во Флоренцию, гдепровёл 4 года,
изучая математику. Результатом этого периода жизни Г. были небольшое сочинение
"Маленькие весы" (1586, изд. 1655), в к-ром описаны построенные Г. гидростатич.
весы для быстрого определения состава металлич. сплавов, и геометрич.
исследование о центрах тяжести телесных фигур. Эти работы принесли Г. первую
известность среди итал. математиков. В 1589 он получил кафедру математики
в Пизе, продолжая науч. работу. В рукописях сохранился его "Диалог о движении",
написанный в Пизе и направленный против Аристотеля. Часть выводов и аргументация
в этой работе ошибочны, и Г. впоследствии от них отказался. Но уже здесь,
не называя имени Коперника, Г. приводит доводы, опровергающие возражения
Аристотеля против суточного вращения Земли.
В 1592 Г. занял кафедру математики
в Падуе. Падуанский период жизни Г. (1592-1610) - время наивысшего расцвета
его деятельности. В эти годы возникли его статич. исследования о машинах,
где он исходит из общего принципа равновесия, совпадающего с принципом
возможных перемещений (см. Возможных перемещений принцип); созрели
его гл. дина-мич. работы о законах свободного падения тел, о падении по
наклонной плоскости, о движении тела, брошенного под углом к горизонту,
об изохронизме колебаний маятника. К этому же периоду относятся исследования
о прочности материалов, о механике тел животных; наконец, в Падуе Г. стал
вполне убеждённым последователем Коперника. Однако науч. работа Г. осталась
скрытой от всех, за исключением друзей. Лекции Г. читались по традиционной
программе, в них излагалось учение Птолемея. В Падуе Г. опубликовал только
описание пропорционального циркуля, позволяющего быстро производить различные
расчёты и построения.
В 1609, на основании дошедших
до него сведений об изобретённой в Голландии зрительной трубе, Г. строит
свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение. Работа
телескопа демонстрировалась с башни св. Марка в Венеции и произвела громадное
впечатление. Вскоре Г. построил телескоп с увеличением в 32 раза. Наблюдения,
произведённые с его помощью, разрушили "идеальные сферы" Аристотеля и догмат
о совершенстве небесных тел: поверхность Луны оказалась покрытой горами
и изрытой кратерами, звёзды потеряли свои кажущиеся размеры и впервые была
постигнута их колоссальная удалённость. У Юпитера обнаружилось 4
спутника, на небе стало видно громадное количество новых звёзд. Млечный
Путь распался на отдельные звёзды. Свои наблюдения Г. описал в сочинении"Звёздный
вестник" (1610-11), к-рое произвело ошеломляющее впечатление. Вместе с
тем началась ожесточённая полемика. Г. обвиняли в том, что всё виденное
им - оптич. обман, аргументировали и просто тем, что его наблюдения противоречат
Аристотелю, а следовательно, ошибочны.
Астрономич. открытия послужили
поворотным пунктом в жизни Г.: он освободился от преподавательской деятельности
и по приглашению герцога Козимо II Медичи переселился во Флоренцию. Здесь
он становится придворным "философом" и "первым математиком" ун-та, без
обязательства читать лекции.
Продолжая телескопич. наблюдения,
Г. открыл фазы Венеры, солнечные пятна и вращение Солнца, изучал движение
спутников Юпитера, наблюдал Сатурн. В 1611 Г. ездил в Рим, где ему был
оказан восторженный приём при папском дворе и где у него завязалась дружба
с князем Чези, основателем Академии деи Линчей ("Академии Рысьеглазых"),
членом к-рой он стал. По настоянию герцога Г. опубликовал своё первое антиаристотелевское
сочинение - "Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в
ней движутся" (1612), где применил принцип равных моментов к выводу условий
равновесия в жидких телах.
Однако в 1613 стало известно
письмо Г. к аббату Кастелли, в к-ром он защищал взгляды Коперника. Письмо
послужило поводом для прямого доноса на Г. в инквизицию. В
1616 конгрегация иезуитов объявила учение Коперника еретическим, книга
Коперника была включена в список запрещённых. Имя Г. в постановлении не
было названо, но частным образом ему было приказано отказаться от защиты
этого учения. Г. формально подчинился декрету. В течение неск. лет он принуждён
был молчать о системе Коперника или говорить о ней намёками. Единственным
большим сочинением Г. за этот период был "Пробирщик" (1623)- полемич. трактат
по поводу трёх комет, появившихся в 1618. В отношении литературной формы,
остроумия и изысканности стиля это одно из наиболее замечательных произведений
Г.
В 1623 на папский престол
под именем Урбана VIII вступил друг Г. кардинал Маффео Барберини. Для Г.
это событие казалось равносильным освобождению от уз интердикта (декрета).
В 1630 он приехал в Рим уже с готовой рукописью "Диалога о приливах и отливах"
(первое название "Диалога о двух главнейших системах мира"), в котором
системы Коперника и Птолемея представлены в разговорах трёх собеседников:
Сагредо, Сальвиати и Симпличо.
Папа Урбан VIII согласился
на издание книги, в к-рой учение Коперника излагалось бы как одна из возможных
гипотез. После длит, цензурных мытарств Г. получил долгожданное разрешение
на на-печатание с некоторыми изменениями "Диалога"; книга появилась во
Флоренции на итальянском языке в январе 1632. Через несколько месяцев после
выхода книги Г. получил приказ из Рима прекратить дальнейшую продажу издания.
По требованию инквизиции Г. был вынужден в февр. 1633 приехать в Рим. Против
Г. был возбуждён процесс. На четырёх допросах - от 12 апр. до
21 июня 1633 - Г. отрёкся от учения Коперника и 22 июня принёс на
коленях публичное покаяние в церкви Maria
Sopra Minerva. "Диалог" был запрещён, а Г. 9 лет официально считался "узником
инквизиции". Сначала он жил в Риме, в герцогском дворце, затем в своей
вилле Арчетри, под Флоренцией. Ему были запрещены разговоры с к.-л. о движении
Земли и печатание трудов. Несмотря на папский интердикт, в протестантских
странах появился лат. перевод "Диалога", в Голландии было напечатано рассуждение
Г. об отношениях Библии и естествознания. Наконец, в 1638 в Голландии издали
одно из самых важных сочинений Г., подводящее итог его физич. изысканиям
и содержащее обоснование динамики,- "Беседы и математические доказательства,
касающиеся двух новых отраслей науки...".
В 1637 Г. ослеп. Он умер
8 января 1642. В 1737 была исполнена последняя воля Галилея - его прах
был перенесён во Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где он был погребён рядом
с Микеланджело.
Влияние Г. на развитие механики,
оптики и астрономии в 17 в. неоценимо. Его науч. деятельность, огромной
важности открытия, науч. смелость имели решающее значение для победы гелиоцентрич.
системы мира. Особенно значительна работа Г. по созданию осн. принципов
механики. Если осн. законы движения и не высказаны Г. с той чёткостью,
с какой это сделал И. Ньютон, то по существу закон инерции и закон сложения
движений были им вполне осознаны и применены к решению практич. задач.
История статики начинается с Архимеда; историю динамики открывает Г. Он
первый выдвинул идею об относительности движения (Галилея принцип относительности),
решил
ряд осн. механич. проблем. Сюда относятся прежде всего изучение законов
свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения
тела, брошенного под углом
к горизонту; установление сохранения механич. энергии при колебании маятника.
Г. нанёс удар аристотелевским догматич. представлениям об абсолютно лёгких
телах (огонь, воздух); в ряде остроумных опытов он показал, что
воздух - тяжёлое тело и даже определил его удельный вес по отношению к
воде.
Основа мировоззрения Г.-признание
объективного существования мира, т. е. его существования вне и независимо
от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во
всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается
- происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя
состоит из абсолютно неделимых атомов, её движение - единственное,
универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле
и подчиняются единым законам механики. Всё в природе подчинено строгой
механич. причинности. Подлинную цель науки Г. видел в отыскании причин
явлений. Согласно Г., познание внутр. необходимости явлений есть высшая
ступень знания. Исходным пунктом познания природы Г. считал наблюдение,
основой науки - опыт. Отвергая попытки схоластов добыть истину из сопоставления
текстов признанных авторитетов и путём отвлечённых умствований, Г. утверждал,
что задача учёного -"... это изучать великую книгу природы, которая и является
настоящим предметом философии" ("Диалог о двух главнейших системах мира
птолемеевой и коперниковой", М.-Л., 1948, с. 21). Тех, кто слепо
придерживается мнения авторитетов, не желая самостоятельно изучать явления
природы, Г. называл "раболепными умами", считал их недостойными звания
философа и клеймил как "докторов зубрёжки". Однако, ограниченный условиями
своего времени, Г. не был последователен; он разделял теорию двойственной
истины и допускал божественный первотолчок.
Одарённость Г. не
ограничивалась областью науки: он был музыкантом, художником, любителем
искусств и блестящим литератором. Его науч. трактаты, большая
часть к-рых написана на нар. итал. языке, хотя Г. в совершенстве
владел латынью, могут быть отнесены также к
художеств, произведениям по простоте и ясности изложения и блеску литературного
стиля. Г. переводил с греч. яз. на латынь, изучал антич. классиков и поэтов
Возрождения (работы "Заметки к Ариосто", "Критика Тассо"), выступал
во Флорентийской академии по вопросам изучения Данте, написал бурлескную
поэму "Сатира на носящих тогу". Г.- соавтор канцоны А. Сальвадори "О звёздах
Медичей" - спутниках Юпитера, открытых Г. в 1610.
Соч.: Le opere, ed. nationale,
v. 1 - 20, Firenze, 1890 - 1909; Pensieri, mott e sentenze, tratti dalla
editione nationale delle opere da A. Favarq, Firenze, 1910; Le opere, Firenze,
1933 (Scritti Letterari, v. 9); в рус. пер.- Диалог о двух главнейших системах
мира птолемеевой и коперниковой, М.- Л., 1948; Беседы и математические
доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике
и местному движению, М.- Л., 1934; Рассуждение о телах, пребывающих в воде,
и тех, которые в ней движутся, в сб.: Начала гидростатики, М. -Л., 1933;
Послание к Франческо Ин-голи, в сб.: Галилео Галилей (1564-1642), М. -Л.,
1943; Избр. труды, т. 1-2, М., 1964.
Лит.: Галилео Галилей
(1564 -1642). Сб., посвященный 300-летней годовщине со дня смерти, М.-
Л., 1943 (статьи С. И. Вавилова, А. Н. Крылова и др.); Выгодский М. Я.,
Галилей и инквизиция, М.- Л., 1934; Ольшки Д., История научной литературы
на новых языках, пер. с нем., т. 3, М.- Л., 1933; Де Санктис Ф., История
итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Кузнецов Б. Г., Галилей, [М.],
1964; Галилео Галилей (1564 - 1642). Указатель литературы, М., 1940; Сегvini
M., Galileo Galilei. Antologia, Torino, 19з2; Nel quarto centenario della
nascita di Galileo Galilei, Mil., [1966]; Вoffito G., Biblio-grafia Galileiana.
[Roma]. 1943.
С. И. Вавилов (статья из
2 изд. БСЭ с нек-рыми сокращениями).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я