ГАМСУН
(Hamsun) (псевд.; наст. фам. Педерсен,
Pederscn) Кнут (4.8.1859, Лом,-19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель.
Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии.
Лит. деятельность начал в 1877. Впечатления от поездок в Америку отражены
в публицистике ("Духовная жизнь современной Америки", 1889, и др.). Успех
Г. принесла психоло-гич. повесть "Голод" (1890, рус. пер. 1892) о страданиях
нищего литератора в Кристиании. В романах "Мистерии" (1892, рус. пер. 1910),
"Пан" (1894, рус. пер. 1901), "Виктория" (1898, рус. пер. 1904) звучат
неоромантич. мотивы. Герои этих романов противостоят обществу, следуют
непосредственным порывам своей противоречивой натуры. Г. мастерски изображает
их сложную душевную жизнь. Характерный для Г. индивидуализм обусловил его
резко антидемократич. позицию (драматич. трилогия "У врат царства", 1895,
"Игра жизни" 1896, "Вечерняя заря" 1898). Марксистская критика (Г. В. Плеханов
и др.) уже в нач. 20 в. указывала на декадентские и реакц. тенденции в
творчестве Г., в то же время отмечая его талант. М. Горький не раз писал
о художеств, силе и оригинальности лучших книг Г.
В 1906 роман"Под осенними звёздами" открывает ряд произв.
Г. из жизни норв. Севера:"Бенони"(1908), "Странник играет под сурдинку"
(1909) и др. Всё большую роль в творчестве Г. играет противопоставление
капиталистич. городу уклада крест, жизни, близкого к естеств. круговороту
природы (роман "Соки земли" 1917,рус. пер. 1922; Нобелевская пр. 1920).
В романах "Женщины у колодца"(1920, рус. пер. 1923), "Последняя глава"
(1923, рус. пер. 1924), роман" Бродяги" (1927, рус. пер. 1929), "Август"
(1930, рус. пер. 1933), "А жизнь идёт" (1933, рус. пер. 1934), "Кольцо
замыкается" (1936) преобладают настроения одиночества и беспомощности человека
в совр. мире. В годы 2-й мировой войны 1939-45 Г. сотрудничал с нем. оккупантами.
После разгрома гитлеровской Германии он был отдан под суд за измену родине
и подвергся бойкоту со стороны норв. общественности. Годы ожидания суда
(1945-48) описаны Г. в кн. "По заросшим тропам" (1949). Прогрессивные норв.
круги проводят грань между предательской позицией Г. в годы оккупации и
его лит.-художеств, наследием.
Соч.: Samlede verker, 5 utg., bd 1-15, [Cristiania - Kbh.],
1954-56; в рус. пер.- обр. соч., т. 1-12, СПБ, 1909-10; Избр. произв. [Вступ.
ст. Б. Сучкова], т. 1 - 2, М., 1970.
Лит.: Плеханов Г. В., Сын доктора Стокмана, в его
кн.: Литература и эстетика, т. 2, М., 1958; Горький М., Кнут Гамсун, в
его кн.: Описателях, М., [1928]; Куприн А. И., О Кнуте Гамсуне, Собр. соч.,
т. 6, М., 1958; Фиш Г., Норвегия рядом, М., 1963, с. 309 - 16; Евнина Е.
М., Кнут Гамсун, в её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX-XX
веков, М., 1967; Braat0y Т., Livets cirkel. Bidrag til analyse av Knut
Hamsuns diktning, Oslo, 1954; Verdig markering av Hamsuns hundrearsdag,
;Arbeiderbladet;, 1959, 5 Aug. В. Г. Адмони.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я