ГАРМОНИИ ИНТЕРЕСОВ ТЕОРИЯ
одна из основных догм
вульгарной
политической экономии. Наиболее известные представители: во Франции
- Ф. Бастиа, в США - Г. Ч. Кэри. Бастиа, которого К. Маркс
характеризовал как ...самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя
вульгарно-экономической апологетики (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 23, с. 18), стремился доказать, что совр. ему бурж. общество является
- самой прекрасной, совершенной, прочной, всемирной и справедливой из всех
ассоциаций . Отрицая противоречия капитализма, его классовые антагонизмы,
Бастиа изображал бурж. общество как гармоническое, основанное на взаимном
оказании услуг. Он отрицал объективное содержание стоимости, создаваемой
в процессе произ-ва товаров. Стоимость (или ценность, по терминологии Бастиа)
есть отношение между двумя обменными услугами. Эти услуги, по Бастиа, оказывают
не только рабочие, но и капиталисты, и землевладельцы. Доход капиталистов,
прибыль он определял как вознаграждение за отсрочку потребления капитала,
а земельную ренту, к-рую он считал процентом на капитал, вложенный в землю,-
как вознаграждение за услуги землевладельца и его предков по возделыванию
и улучшению земли. Идею эко-номич. гармонии Бастиа распространял как на
произ-во, так и на распределит, отношения бурж. общества. По его мнению,
доля капиталистов в созданном продукте падает, а доля рабочих растёт. Единственное,
что может нарушить гармонию, это вмешательство гос-ва в экономич. отношения
людей. Он выступал за неограниченную свободу конкуренции, полную свободу
предпринимательской деятельности, т. е. за ничем не ограниченное развитие
капитализма.
Другой вариант Г. и. т. возник в США, её творцом был Кэри.
Он не только защищал капитализм, но и оправдывал рабство, существовавшее
на Ю.США. Кэри пытался доказать наличие в бурж. обществе полнейшей гармонии
всех истинных и настоящих интересов . В основу своей теории он положил
закон распределения . Из всех законов, установленных наукой,- писал он,-
это, вероятно, самый прекрасный закон, так как действие этого закона состоит
в установлении полной гармонии реальных и истинных интересов различных
классов человеческого общества ( Principles of social science , v. 3, N.
Y., 1859, p. 113). Обоснование идентичности интересов пролетариата и буржуазии
построено у Кэри на неправильном бездоказательном утверждении, будто в
капита-листич. обществе зарплата растёт вместе с повышением производительности
труда, вследствие чего различие в экономич. положении рабочего и капиталиста
постепенно стирается. Рисуя самыми радужными красками положение негров
на рабовладельч. плантациях, Кэри пытался обосновать наличие гармонии интересов
рабов и рабовладельцев.
На позициях гармонии интересов буржуазии и пролетариата
стоял Ф. Уокер (1840-97) - представитель амер. буржуазной политич. экономии
2-й пол. 19 в. Уокер утверждал, будто прибыль целиком создаётся предпринимателями,
причём величина её зависит от способности предпринимателя. Рабочие получают
зарплату, равную продукту их труда. Т. о., между зарплатой рабочего и прибылью
капиталиста он не видел никакого противоречия. Логичным следствием концепции
Уокера были его призывы к миру в промышленности , к мирному урегулированию
конфликтов между рабочими и предпринимателями.
Амер. экономист Г. Джордж утверждал, что экономич.
кризисы, безработица и нищета масс вытекают не из самих законов капитализма,
а из нарушений этих законов в результате концентрации земельной собственности
в руках землевладельцев, к-рые присваивают в виде ренты все результаты
обществ, произ-ва. Освобождение капитализма от этих искусств, нарушений,
т. е. изъятие ренты в пользу бурж. гос-ва, якобы может обеспечить гармонию
труда и капитала , устранить кризисы перепроизводства и бедность масс.
Последователями Г. и. т. были также М. Вирт и Е. Дюринг
- в Германии, Н. X. Буте - в России.
Идею гармонии интересов, выдвинутую вульгарной политич.
экономией, восприняла и продолжила бурж. политич. экономия 20 в. Г. и.
т. стала составной частью апологетич. концепции предельной производительности
, ставящей целью затушевать антагонистич. противоречия совр. капитализма.
Согласно утверждениям одного из виднейших проповедников этой концепции
амер. экономиста Дж. Б. Кларка, никакой эксплуатации в капиталистич.
обществе не существует, а имеет место сотрудничество различных классов,
сообща участвующих в произ-ве и делящих между собой доход в соответствии
с производительностью того фактора произ-ва (труда или капитала), к-рым
обладает каждый из них (см. Производительности теории). На идеях
гармонии классовых интересов основаны совр. апологетич. концепции соучастия
, социального партнёрства , народного , коллективного капитализма и др.,
направленные на то, чтобы теоретически обосновать народный характер совр.
капитализма и убедить трудящихся в необходимости поддерживать его.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18, 70, 91, 92, 204, 419, 545; Маркс К., Кэри
и Бастиа, там же, т. 46, ч. I; Чернышевский Н. Г., Избранные экономические
произведения, т. 2, М., 1948, с. 546; А л ь т е р Л. Б., Буржуазная политическая
экономия США, М., 1961, гл. IV.
Н. В. Опарин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я