ГАРМОНИЯ
выразительные
средства музыки, основанные на объединении муз. звуков в созвучия и последованиях
созву чий в условиях
лада
и
тональности. Важнейшее значение в Г. имеют аккорды - созвучия,
звуки к-рых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое
построение аккордов опирается на естественные акустич. предпосылки, в первую
очередь на натуральный звукоряд (порой применяются и др. принципы
построения аккордов, напр, квартовый). В последованиях аккордов
выявляются их ладовые функции (см. Функции ладовые): нек-рые воспринимаются
как устойчивые (центр, аккорд лада, определяющий тональность,
тоника),
другие
- как неустойчивые (группы доминанты и субдоминанты).
Логика
ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью
движения составляющих их голосов (голосоведение).
Аккорды и их последования
не только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают
своими колористическими (фоническими)
качествами. Однако выразительность
Г. зависит от всех элементов муз. языка, и в первую очередь от мелодии.
Со
своей стороны, Г. влияет на восприятие мелодии (см. Гармонизация).
Г.
участвует в созидании
музыкальной формы. В построении различных
форм существенно значение многих гармонич. средств, напр, каденций,
модуляций, соотношения и последования тональностей.
Особенности гармонич. языка
составляют один из компонентов муз. стиля - как стиля творчества к.-л.
композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой муз.-историч.
категории.
Истоки Г. проф. музыки лежат
в народном муз. иск-ве. С течением времени Г. постепенно и всесторонне
обогащается. При этом эволюция разных сторон Г. происходит неодинаковыми
темпами. Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем
в области ладовых функций. Необходимым условием существования Г. на всех
этапах её развития остаётся лад, проявления к-рого гибки, широка и изменчивы.
Примерно с нач. 17 в. наблюдался значительный прогресс в области Г. Важнейший
этап развития Г. связан с музыкой венских классиков. В особенности пышный
расцвет Г. переживает в 19 в. Это время ознаменовалось гармонич. нововведениями
Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением нац. муз. школ, в частности
рус. муз. классики. Одна из ярких глав эволюции Г.- муз. импрессионизм.
Совр. период развития Г. характеризуется своими достижениями, в частности
в сов. музыке.
Учение о Г. представляет
собой один из осн. разделов музыкознания. Основополагающее значение для
этого учения, в совр. понимании, имели труды Ж. Ф. Рамо, а в последующее
время - X. Римана, Э. Курта и др. В нашей стране ещё до появления трудов
Римана большой вклад в разработку учения о Г. внесли П. И. Чайковский и
Н. А. Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в сов. время. Важнейшим
направлением в учении о Г. является ладофункциональная теория (см. Функциональная
школа). Г. как учебный предмет входит в основу проф. муз. образования.
Лит.: Чайковский П.,
Руководство к практическому изучению гармонии, Поли, собр. соч., т. HI
a, M., 1957; Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, Поли.
собр. соч., т. IV, М., 1960;
Риман Г., Упрощенная гармония
или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1896; Катуар
Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1 - 2, М., 19.24 - 25; Шевалье Л.,
История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1932; Учебник гармонии, М.,
1969; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, 2 изд., М.,
1965; их же, Учебник гармонии, 2 изд., М., 1964; Берков В., Гармония. Учебник,
2изд.,М., 1970; Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965; R
а-meau I. Ph., Traite de 1'harmonie reduite a ses principes naturels, N.
Y., [1965]; Koechlin Ch., Traite de 1'harmonie, v. 1 - 3, P., 1928-30.
В.
О. Верное.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я