ГВАРДИ
Гуарди (Guardi) Франческо (крещён 5.10.1712,
Венеция,-1.1. 1793, там же), итальянский живописец-пейзажист венецианской
школы. Учился у своего брата Джованни Антонио Г. В начале творчества
выполнял свободные копии с работ итал. мастеров 16-17 вв., писал пейзажи,
картины на религ. и мифологич. темы, подражая А. Маньяско и М. Риччи. В
кон. 1760-х гг. Г. окончательно обратился к пейзажу, выполнив с рисунков
А. Каналетто, гравированных Дж. Б. Брустолоном, 12 пейзажей с изображением
зданий и площадей Венеции в дни празднеств (Лувр, Париж). Расцвет творчества
Г. приходится на 1780-90-е гг., когда складывается творч. метод художника.
Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа - ведутой (документально-точный
городской пейзаж) и каприччо (архит. пейзаж-фантазия), Г. приходит к созданию
пейзажа нового типа, основывающегося на непосредственности зрит, впечатлений
и лирич. переживаний художника. Отказываясь от торжеств, пейзажей с упоря-доч.
кулисным построением, Г. вводит в композицию элементы естеств. непроизвольности,
пространственной свободы и динамики. Находя вдохновение в простых, обыденных
мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, её залитых
светом двориков, каналов и лагун со скользящими по ним гондолами, дворцов
и набережных с праздничной толпой ("Венецианский дворик", Музей изобразит,
иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Рио деи Мен-диканти", Гал. Академии Каррара,
Бергамо; "Подъём воздушного шара", 1784, Карт, гал., Берлин-Далем; "Серая
лагуна", Музей Польди-Пеццоли, Милан). Живописная манера зрелого Г. отличается
свободой и виртуозностью. Лёгкими динамичными красочными мазками Г. воссоздаёт
трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров,
прозрачность воздуха, напоённого светом и влагой. Г. был выдающимся рисовальщиком.
Его рисунки с лёгкими, воздушными, прерывистыми контурами отличаются тонкостью
светотеневых градаций. Творчество Г., впитавшее многовековые традиции венецианской
живописи и предвосхитившее пленэрные (см. Пленэр) искания пейзажистов
19 в., не было оценено современниками. Открытие подлинного значения художника
относится к кон. 19 - нач. 20 вв.
Лит.: Никитюк О.. Франческо Гварди, М., 1968; Fiocco
G., Guardi, [Mil.],1966; 1 problemi guardeschi, Venezia, 1967.
О. Д. Никитюк.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я