ГЕЙНЕ

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф,-17.2.1856,
Париж), немецкий поэт, публицист, критик. Род. в небогатой евр. семье.
В ун-те Г. числился на юридич. ф-те, но охотнее посещал занятия по филологии
и философии. В 1821- 1823 слушал лекции Г. Гегеля. Лучшие стихи этого периода
вошли в Книгу песен (1-е полное изд. 1827). Поэт-новатор, Г. тонко уловил
склад и певучую интонацию нем. нар. лирики, избавив её от архаизмов и длиннот.
Нар. песня у него прочно соединилась с идеями политич. и социального освобождения.
В Путевых картинах (ч. 1-4, 1826- 1831) представлена совр. поэту Германия
с её отсталостью, бесплодной учёностью, бесправием и филистерством. В Книге
Легран возникают воспоминания о Великой франц. революции, о Наполеоне,
в к-ром Г. хочет видеть её продолжателя. Рассказ о барабанщике Легране,
о красных маршах гильотины звучит революц. призывом, предвестием конца
Реставрации и владычества Священного союза.


В мае 1831 Г. выезжает во Францию и становится политич.
эмигрантом до конца своих дней. Немцев он увлекает политич. опытом французов,
их примером активной политич. борьбы. Его соч. Французские дела (1832)
и Лютеция (1840-47, отд. изд. 1854) - хроника и анализ франц. политич.
жизни. В очерках Французские художники (1831), письмах О французской сцене
(1837) Г. проявил себя как первоклассный художеств, критик. Ознакомлению
французов с жизнью и культурой Германии служили соч. Г. Романтическая школа
(нем. изд. 1833, более полное 1836), К истории религии и философии в Германии
(нем. изд. 1834, франц. изд. 1835). В первом из них Г. порицал нем. романтиков
за тяготение к союзу с феод, силами, с католич. церковью, но и отмечал
их заслуги как знатоков и пропагандистов нар. художеств, культуры. Величайшим
представителем нем. лит-ры был для Г. убеждённый реалист, поклонник природы
И. В. Гёте. Однако Г. осуждал примирительное отношение Гёте к нем. бурж.
филистерству. Г. сумел усмотреть революц. характер диалектики Гегеля, что
было мало доступно его современникам; Ф. Энгельс высоко оценил филос. проницательность
Г., хотя собственное филос. кредо Г. ограничивалось пантеизмом, через к-рый
он хотел примирить идеалистич. философию с материалистической. В Париже
Г. изучал доктрины франц. социалистов. При этом он не верил в мирное водворение
социализма. Утописты исключали политич. борьбу, Г. же был её сторонником.
В памфлете Людвиг Берне (1840) Г. подверг критике группу "Молодая Германия"и
прежде всего ограниченность политич. взглядов Л. Берне. В 1843-
44 написаны Современные стихотворения. В 1843 опубл. поэма Атта Тролль,
в 1844-Германия, зимняя сказка. Первая направлена против нем. мещан, выдающих
карикатуру на социализм за истинный, причём в его нац., нем. виде. Вторая
- смотр силам, к-рые могли бы совершить нем. революцию, призыв к тому,
чтобы эта революция прошла в наиболее радикальных формах.


Национализм, милитаризм обличаются у Г. как злейшие враги
демократии.


Политич. стихи Г.- образец реализма в поэзии, сочетающего
острую злободневность с далёкими идейными перспективами. Важное значение
для творчества Г. в этот период имела завязавшаяся в дек. 1843 в Париже
дружба с молодым К. Марксом. Главы Германии, зимней сказки печатались в
1844 в парижской газете немецких эмигрантов Форвертс (Vorwarts), в редактировании
к-рой участвовал Маркс.


С 1846 Г. становится жертвой мучительной болезни, приковавшей
его к постели и лишившей возможности участвовать в Революции 1848: его
стихи лишь изредка появлялись в печати. В 1851 выходит Романсеро-книга
стихов, знаменующая особый этап в творчестве Г. Скорбь и ирония этой книги
подсказаны и личными мотивами, и поражением бурж. революции в Европе. В
1853-54 публикуются Признания. Г. объявляет в этом произведении о своём
обращении к религии, но с насмешкой по собств. адресу; Г. и в последние
годы жизни возвращался к политич. поэзии, бичуя ошибки революц. движения,
с надеждой, что движение возродится в новом, более высоком виде.


Уже при жизни Г. был окружён всеевроп. славой. В России
его стихи переводили М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, М. Л. Михайлов,
И. Ф. Анненский, А. А, Блок. С глубокой симпатией к Г. относились Н. Г.
Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Очень популярным
в 40-е гг. 19 в. было стих. Доктрина, первую строку которого (Бей в барабан
и не бойся...) Н. А. Добролюбов поставил эпиграфом к статье Когда же придёт
настоящий день? (1860). Интересную статью о Г. написал Д. И. Писарев. В
СССР творчество Г. вызвало множество новых интерпретаций и переводов (Ю.
Н. Тынянов, В. В. Левик, В. А. Зоргенфрей и др.). В гитлеровской Германии
соч. Г. сжигались на кострах. После разгрома фашизма наследие Г. возродилось
в ГДР и ФРГ.


С 1969 в ГДР выходит полное собр. соч. Г., рассчитанное
на 50 томов.


Соч.: Samtliche
Werke, hrsg. von E. Elster, Bd 1 - 4, Lpz., 1924; Werke, Bd 1 - 5. [9 Aufl.],
Вstyle="mso-ansi-language: DE">.- Weimar, 1967; Briefe,
hrsg. von F. Hirth, Bd 1 - 6, Mainz, 1950 - 56; вstyle="mso-ansi-language: DE">русstyle="mso-ansi-language: DE">.
перstyle="mso-ansi-language: DE">.- Полн. собр. соч., вступ.
статьи Г. Лукача (т.1), А. И. Дейча (т. 2), А. 3. Лежнева (т. 4), Н. Я.
Берковского (т. 8), т. 1 - 12, М.- Л., 1935-49; Собр. соч., вступит, ст.
Д. И. Заславского, т. 1 - 10, Л., 1956 - 59.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2,
М., 1967; Писарев Д. И., Генрих Гейне, Соч., т. 4, М., 1956; М е-ринг Ф.,
Литературно-критические статьи, [М. -Л.], 1964; Луначарский А. В., Гейне
- мыслитель, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; X а в т ас и Г.,
Теория искусства Г. Гейне, Тб., 1956 (на груз, яз.); Корню О., К. Маркс
и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, М., 1959, гл. 7; Рейман П., Основные
течения в немецкой литературе 1750-1848, М., 1959; Берковский Н. Я., Генрих
Гейне, писатель народной Германии, Звезда, 1956, № 2; Шиллер Ф. П., Генрих
Гейне, М., 1962; Дейч А. И., Поэтический мир Гейне, М., 1963; Гиждеу С.,
Г.Гейне, М., 1964; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Генрих
Гейне. Библиография русских переводов и критической литературы на русском
языке, [сост. А. Г. Левинтон, ред. Я.
М. Металловstyle="mso-ansi-language: DE">],
Мstyle="mso-ansi-language: DE">., 1958; Hirth Fr., Heinrich
Heine. Bausteine zu einer Bio-graphie, Mainz, (1950]; Victor W., Marx und
Heine, [3 Aufl.], В., 1953;
W a d e-puhl W., Heine-Studien, Weimar, 1956; Kaufmann H., Politisches
Gedicht und klassische Dichtung. Heinrich Heine, В.,
1958; Hofrichter L., Heinrich Heine. Biographie seiner Dichtung, Gott.,
[1966]; Wi1helm G., Heine Bibliographic, Tl 1 - 2, Weimar, 1960; Seifert
S., Heine-Bibliographie. 1954-1964, Вstyle="mso-ansi-language: DE">.-
Weimar, 1968; M e n d e F., Heinrich Heine. Chronik seines Lebens und Werkes,
Вstyle="mso-ansi-language: DE">., 1970.

H. Я. Берковский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я