ГЕЛЬВЕЦИЙ
(Helvetius) Клод Адриан
(31.1.1715, Париж,-26.12.1771, там же), французский философ-материалист,
идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Род. в семье придворного
врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был ген. откупщиком. Сблизившись
с Ш.Л. Монтескье и Вольтером, с 1751 посвятил себя науч. занятиям. Одно
из гл. соч. Г.-Об уме (1758; рус. пер. 1917, 1938) - было запрещено и сожжено.
Г. утверждал, что мир материален, бесконечен
во времени и пространстве, находится в постоянном движении, что мышление
и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные
образования; Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в. преодолел
непоследовательность теории познания англ, философа Дж. Локка, придав его
сенсуализму открыто материалистич. характер; Г. был противником агностицизма.
Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия
души; однако не вышел за пределы метафизич. мышления, оставив нерешённой
проблему самодвижения, абсолютизируя значение законов механики, Сводя мышление
к его чувственной основе.
Критик теологич. воззрения на обществ,
Г. выдвинул требование полной ликвидации
. Деятельность Г. сыграла значит, роль
К. А. Гельвеции. И.К. Ф. Гёльдерлин
Соч,: Cuvres completes,;v. .1 - 14,
Лит.: Плеханов Г. В., Очерки
X. Н. Момджян.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестеств. сил, не выходя, однако,
за пределы идеалистич. понимания истории. Г. начинал изучение обществ,
явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека
гл. движущей силой обществ, развития. Т. критиковал учение о врождённом
неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психич.
этику, осн. на признании врождённости моральных чувств и представлений,
Г. доказывал опытное происхождение нравств. представлении, их обусловленность
интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с обществ,
интересом, к-рый в действительности был идеализированным .классовым интересом
буржуазии.
феод, отношений и феод. собственности. Считая респ. форму правления непригодной
для больших гос-в, он был сторонником просвещённого абсолютизма,
в понятие к-рого вкладывал бурж.-демократич. содержание.
в идеологич. подготовке франц. бурж. революции конца 18 в., в идейной подготовке
утопич, социализма нач. 19 в. н развитии филос. мысли.
P., 1795; в рус. пер,- Счастье. Поэма, М,, 1936,; О человеке, его умственных
способностях и его воспитании, М., 1938.
об историиматериализма, Избр. философские
соч., т. 2, М., 1956; Вороницы н И. П., К. А. Гельвеции, М.,,.. 1934; Момджян
X. Н., философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. А., К. А. Гельвецийвыдающийся
французский философ-материалист 18 в., М., 1958; Шишкин А. Ф., Из истории
этических учений, М., 1959, гл. 4;'К е i m A., Helvetius, sa vie et son
ceuvre, P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926;
Ноrowitz I. L., Claude Helvetius.... N. Y., 1954.