"ГЕНЕРАТОР-ДВИГАТЕЛЬ" СИСТЕМА
электропривода, система
Г-Д, система Леонарда, система электропривода, в к-рой исполнительный электродвигатель
постоянного тока независимого возбуждения питается от генератора тока также
независимого возбуждения. Г.-д. с. применяется гл. обр. для электроприводов,
работающих в напряжённом режиме с частым включением, с широким регулированием
скорости или с особыми требованиями к регулированию скорости, момента и
др. характеристик электропривода. Г.-д. с. наиболее распространены в установках
металлургич. пром-сти. Генератор Г (рис.) вращается асинхронным или синхронным
электродвигателем ДА. Машины вГ.-д.с. обычно возбуждаются от возбудителя
В, в установках большой мощности применяют ионное возбуждение (см. Ионный
электропривод), а также тиристорные устройства. Пуск двигателя Д производится
постепенным повышением напряжения генератора Г реостатом РГ в цепи возбуждения
или включением обмотки возбуждения генератора овГ сразу на полное либо
даже на повышенное напряжение. Реверс Д производится изменением полярности
Г переменой направления тока в овГ при переключении контактов направления
В и Н. При уменьшении возбуждения Г или при отключении овГ двигатель Д
переходит в режим рекуперативного торможения, а Г в двигательный режим,
при к-ром он уменьшает нагрузку ДА или переводит его в режим генератора
с отдачей энергии в сеть. В Г.-д. с. скорость регулируется изменением напряжения
на якоре Д (вниз от основной) или ослаблением магнитного потока в Д (вверх
от основной). Полный диапазон регулирования скорости достигает 1 : 30.
Пределы эти могут быть расширены при применении средств автоматич. регулирования,
напр., электромашинных, полупроводниковых, магнитных и др. устройств.
Схема системы генератор-двигатель: Г-генератор; Д - электродвигатель;
В-возбудитель; РВ, РГ, РД- реостаты; ДА-двигатель, асинхронный; ов В, ов
Г, ов Д-обмотки возбуждения; ср Г, ср Д-сопротивления регулировочные; В,Н-группы
контактов направления вращения (вперёд, назад).
Достоинства Г.-д. с.: наличие хороших динамич. свойств,
допускающих получение разнообразных характеристик в переходных режимах;
простота и экономичность управления; большой диапазон и плавность регулирования
скорости. Недостатки: сравнительно низкий кпд (0,6-0,8), большая установленная
мощность машин и высокая стоимость оборудования, повышенные расходы на
обслуживание и ремонт.
Лит.: Сиротин А. А., Автоматическое управление электроприводами,
М.- Л., 1959; Чиликин М. Г., Общий курс электропривода, 3 изд., М.- Л.,
1960; Андреев В. П.,Сабинин Ю. А., Основы электропривода, 2 изд., М.-Л.,
1963.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я