ГЕНИАЛЬНОСТЬ
наивысшая
степень проявления творческих сил человека. Термин Г. употребляется как
для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов
его деятельности. Предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности
в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой
не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно
новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность
гения реализуется в определённом историч. контексте жизни человеческого
общества, из к-рой гений черпает материал для своего творчества.
В психологии
творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности
(её психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов,
влияющих на творчество. С психологич. точки зрения гений не может рассматриваться
как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить к.-л. общие психологич.
или психопатологич. черты Г. оказались неудовлетворительными: гениальные
люди обнаруживают значительные индивидуальные различия с точки зрения одарённости,
характера, культуры, интересов, навыков и т. д. Сам творческий процесс
гения также принципиально не отличается с психологич. точки зрения от творческого
процесса других одарённых людей. В ряде концепций Г., особенно начиная
с Ч. Ломброзо, постулировалась связь между Г. и психич. расстройством,
что, однако, не находит всеобщего подтверждения: дисгармония душевной жизни
или предрасположенность к ней, свойственная многим гениальным людям, не
является неизменным спутником Г.
Историч.
воззрения на природу Г. и её оценка связаны с общим пониманием творческого
процесса (см. Творчество). Так, от античности идёт взгляд на Г.
как род иррационального вдохновения, божественного наития (Платон, неоплатонизм).
Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари,
Скалигер) получает распространение культ гения как творч. индивидуальности,
достигающий своего апогея в период романтизма (предромантич. течение Бури
и натиска в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Т. Кар-лейля,
Ф. Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы).
В 18 в. складывается понятие гения в совр. смысле этого слова, к-рое у
А. Шефтсбери становится одним из основных эстетич. понятий (гений
творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего
художника). И. Кант также подчёркивает оригинальность и естественность
творчества гения: гений - это ...прирожденные задатки души..., через которые
природа дает искусству правило (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Ф. Шиллер
раскрывает природу Г. через понятие наивности как инстинктивного следования
безыскусств. природе и как способности к непредвзятому постижению мира.
В 19-20
вв. получают развитие психологич. (в т. ч. психиатрические), со-циально-психологич.,
а также социология, исследования различных аспектов Г. и творчества.
Лит.: Грузенберг
С. О., Гений и творчество, Л., 1924; Жоли Г., Психология великих людей,
СПБ, 1894; Оствальд В., Великие люди, [пер. с нем.], СПБ, 1910; W о 1 f
H.. style="FONT-SIZE: 12pt; mso-ansi-language: DE">Versuch
einer Geschichte des Geniebegriffes, Hdlb.,1923; Genetic studies of genius,
ed. L. M. Terman, 2 ed., v.i -4, [Stanford], 1926-47; Kretschmer E., Geniale
Menschen, 5Aufl.,B., 1958.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я