ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА

ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА одна из местных
школ живописи в Италии 17 в. Сложилась к концу 1-й трети 17 в. под влиянием
как традиций итальянской живописи 2-й половины 16 в., так и работавших в Генуе
фламандских живописцев П. П. Рубенса и А. ван Дейка. Сочная
живописность и чувственность фламандского искусства сказываются уже в ранних
жанровых картинах Б. Строцци - ведущего художника Г. ш. старшего поколения.
Генуэзские художники выполняли также парадные арнстократич. портреты, религ.
композиции, декоративные росписи. Наиболее своеобразным созданием Г. ш. был
пасторальный жанр, в к-ром большое внимание уделялось изображению пейзажа,
домашней утвари и животных. Ведущими мастерами этого жанра были Дж. Б. Кастильоне
и его последователь А. М. Вассалло, работавший в сер. 17 в. Тогда же работал
и В. Кастелло: необычайно свободная, динамичная манера письма придаёт его
композициям на ре-лиг, темы взволнованно-романтич., а порой и остродраматич.
оттенок. Характерная для Кастелло живопись мазка и пятна получила распространение
в Генуе и др. художеств, центрах Сев. Италии.


Дж.
Б. Кастильоне. Пастораль (фавн и пастушка). Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина Москва. .


В.
Кастелло. Мадонна с младенцем Христом и маленьким Иоанном. Музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина. Москва.


Своеобразна
генуэзская архит. школа, сложившаяся к сер. 16 в.; её расцвет связан с творчеством
Г. Алесси, его учеников (Р. Лураго и др.) и последователей. Характерные
черты генуэзской архитектуры наиболее ярко проявились в структуре домов генуэзской
знати, сочетавших торжеств. пышность городского дворца с интимностью сельской
усадьбы (см. Генуя).


Лит.:
Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской
живописи XVII - XVIII веков, М., 1966, с. 105 - 15; Всеобщая история архитектуры,
т. 5, М., 1967, с. 259 - 63; D е 1 о g u G., I pittori minori liguri, lombardi
e piemontesi..., del seicento e del settecento, Venezia, 1931, p. 7 - 73.



В. Э. Маркова.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я