ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система подготовки
специалистов-географов в вузах. Как уч. дисциплина география была введена
в нек-рых ун-тах Зап. Европы уже в ср. века, в уч. заведениях России - в 17
в. (напр., в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые уч. руководства
по географии, напр, переведённая на рус. яз. в нач. 18 в. "География генеральная..."
нидерл. учёного Варениуса. Уже в нач. 18 в. география являлась самостоят,
уч. предметом в Школе математических и навигацких наук, в Петерб. морской
академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Моск.
ун-та (где и читалась Д. В. Савичем с открытия ун-та). К кон. 18 в. в географии
(курсы к-рой читались уже во многих ун-тах Зап. Европы) ясно наметились три
направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то
время статистической) и страноведение. Физич. география преподавалась в ун-тах
на ф-тах естеств. наук, статистика и страноведение - на ф-тах словесности
(историко-филологических).
Становление
географии как университетской науки в России было признано уставом ун-тов
1804, по к-рому на словесных ф-тах были учреждены две кафедры: всемирной истории,
статистики и географии; истории, статистики и географии Российского гос-ва.
Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, уч. курсы географии
были "подсобными" при подготовке историков и филологов.
В
странах Зап. Европы преобладающим направлением в географии было страноведение,
в кон. 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению
(X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А.
Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер),
географии населения (Ф. Ратцель). Значит, влияние на развитие Г. о. в высшей
школе оказал нем. географ А. Гумбольдт. Франц. географ и социолог Э. Реклю
организовал в Брюсселе спец. высшее уч. и науч. учреждение - геогр. ин-т.
В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией,
особенно в системе воен. ведомства.
В
1863 в рус. ун-тах были созданы кафедры физич. географии, в 1884 - кафедры
географии и этнографии. В связи с этим в уч. планы ун-тов был введён ряд геогр.
дисциплин - общая физич. география, география России, география материков,
антропогеография,этнография, история географии и др. Значит, роль в развитии
отечеств. Г. о. сыграли науч. школы ун-тов Московского (Д. Н. Анучин, А. А.
Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г.
Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов,
В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском
университете (Одесса) Г. о. руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И.
Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В нач. 20 в. большую роль в улучшении
Г. о. в школе сыграли новые учебники и уч. пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева,
А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в уч. планы геогр. специальностей вузов введена
уч. практика, созданы уч. станции; подготовка специалистов с Г. о. для н.-и.
и пед. работы осуществлялась при физико-матем. ф-тах.
Положение
высшего Г. о. резко изменилось после Великой Окт. революции. В 1918-25 в Петрограде
работал Географический институт (вуз), при к-ром в 1922 был создан
н.-и. ин-т географии, в 1923 такой же н.-и. ин-т учреждён при Московском ун-те.
К кон. 20-х гг. в ун-тах радикально перестроены уч. планы и программы геогр.
специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена
обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоят,
геогр. отделения, а затем геогр. и геоло-го-геогр. ф-ты ун-тов. В последующие
годы всё более углублялась специализация оканчивающих геогр. ф-ты, возникали
новые кафедры. Совр. типовая структура геогр. ф-тов в ун-тах СССР включает
специальности: физич. география, экономич. география, геоморфология, метеорология
и климатология, гидрология суши, океанология и картография.
В
СССР географов готовят ун-ты и пед. ин-ты по дневной, вечерней и заочной системам
обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленингр., Киевский
ун-ты и пед. ин-ты. В нек-рых ун-тах имеются геолого- и гео-графобиол. ф-ты.
Студенты ун-тов на первых курсах получают широкую обще-геогр. подготовку,
на старших курсах изучают цикл спец. (профилирующих) дисциплин, работают в
семинарах, проходят спец. практику (геол., геодезич., комплексно-геогр. в
н.-и. ин-тах, школах, экспедициях и др.) выполняют и защищают курсовые и дипломные
работы по избранной специальности, сдают гос. экзамены по обществ, дисциплинам.
Подготовка географов в пед. ин-тах строится без подразделения на узкие специальности.
Значит, место отводится изучению пед. дисциплин (психология, педагогика, методика
преподавания) и пед. практике. Многие пед. ин-ты готовят учителей по двум
профилям: географии и биологии (географо-биол., естественно-геогр. ф-ты),
истории и географии и др. В уч. планах всех педагогических ин-тов также предусмотрена
практика полевая на уч. базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций).
Срок обучения на геогр. специальностях 4-5 лет.
В
1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный
выпуск ок. 1,6 тыс. специалистов) и 77 пед. ин-тов (40 тыс. студентов, ежегодный
выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 300 с двумя специальностями),
приём на геогр. ф-ты (отделения, специальности) ок. 10 тыс. чел.
Значит,
место занимают спец. геогр. дисциплины в уч. планах ряда смежных специальностей
в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей,
агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних
спец. уч. заведениях (топографич., гидрометеорологич., с.-х. и др.).
В
вузах, а также в АН СССР и в Академии пед. наук СССР имеется аспирантура,
в к-рой готовят науч. и научпо-пед. кадры по геогр. наукам.
Подготовка
специалистов-геогра фов осуществляется во всех странах мира, где имеются ун-ты
и пед. ин-ты. В социалистич. странах Г. о. развивается по всем отраслям географии.
Крупными центрами Г. о. являются старейшие ун-ты-в Берлине(столице ГДР), Лейпциге,
Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистич. странах характер, направление,
формы Г. о. весьма различны. Напр., в крупнейших ун-тах США (Нью-Йорк, Чикаго,
Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология,
гидрология, экономич. география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна
и др. ун-ты) преобладает комплексно-геогр. (страноведч.) подготовка географов,
большое значение имеет науч. школа географии населения и х-ва; в ун-тах Великобритании
(Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономич. географией
видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах
выпускают преим. ун-ты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают
два профиля (напр., география и физика, география и психология, география
и иностр. язык). Пед. практика в процессе обучения занимает меньшее место,
нежели в сов. ун-тах и пед. ин-тах.
Общее
Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоят,
уч. предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физич.
географии, включающий сведения о топографич. плане и геогр. карте, знания
о сферах Земли и методах их исследования и др.; физич. география материков,
СССР, экономич. география СССР и зарубежных стран). В нек-рых капиталистич.
странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.
Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников
географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней
школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском
университете за 200 лет (1755 - 1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина,
М., 1955; Бутягин А. С., С а л-танов Ю. А., Университетское образование в
СССР, М., 1957; Соловьёв А. И., Современное состояние и задачи высшего географического
образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964;
Просвещение в странах мира, М., 1967.
А.
И. Соловьёв.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я