ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА отрасль экономической
географии, изучающая терр. размещение транспорта и перевозок, его закономерности,
условия и особенности развития транспорта в составе терр.-хоз. комплексов
стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов,
населения и отраслей х-ва. Г. т. отражает важные особенности транспорта
как отрасли произ-ва: а) особую форму использования элементов природной
среды в качестве естеств. путей сообщения или основы для искусств, путей сообщения;б)
в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих
типов размещения пром-сти (точечного) и с. х-ва (ареального);в)
универсальность технико-экономич. связей с др. отраслями х-ва; г) роль транспорта
как одной из материальных основ терр.-геогр. разделения труда; д) спе-цифич.
деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого
деления, типичного для пром-сти и с. х-ва; е) различия между видами транспорта,
связанные с использованием разных естеств. и искусств, путей сообщения; ж)
специфич. характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение
всего х-ва, и др.


Методика
изучения Г. т. капиталистич. и социалистич. систем х-ва учитывает глубокие
различия закономерностей развития их транспорта. Г. т. социалистич. стран
изучает географич. аспекты проблемы рациональных пропорций между развитием
транспорта и всего нар. х-ва, а также между отд. видами транспорта, географию
грузо- и пассажиропотоков в условиях социалистич. разделения труда между странами
и р-нами, геогр. проблемы единой транспортной сети, координации разных видов
транспорта и т. д. Г. т. капиталистич. мира наряду с др. проблемами изучает
влияние на транспорт стихийного и антагонистич. размещения х-ва, экономич.
кризисов и конкурентной борьбы между монополиями, контролирующими различные
виды транспорта; влияние разных форм экономич. порабощения (колониализма и
неоколониализма) и т. д.


Г.
т. подразделяется на общую Г. т., географию отд. видов транспорта и региональную.
Сов. наука внесла крупный вклад в разработку и исследование осн. проблем Г.
т.; таковы в общей Г. т. исследования: а) историч. закономерностей развития
и типологии трансп. систем стран и р-нов; б) влияния на транспорт отд. компонентов
природной среды (рельеф, реки, климат и др.) и целых ландшафтных комплексов;
в) роли транспорта, его удельного веса в экономике стран и р-нов, отражения
в нём типа размещения х-ва, глубины терр.-геогр. разделения труда и специализации
р-нов; г) территориальных трансп.-экономич. связей; д) геогр. проблем грузопотоков
и пасс, транспорта; е) вопросов районирования транспорта. География отд. видов
транспорта занимается разработкой проблем сухопутного (ж.-д., автомоб., гужевого,
вьючного), водного (речного, озёрного, морского), воздушного, а также непрерывного
(трубопроводного и конвейерного) транспорта.


Особым
видом транспорта (т. н. электронным) считают и передачу энергии по проводам.


Развитие
новейших ;гибридных средств транспорта (судов и автомобилей на возд. подушке),
способных двигаться над сушей и водной поверхностью, ведёт к стиранию резкой
границы между наземным, водным и возд. транспортом.


Региональная
Г. т. изучает: а) трансп. системы больших р-нов, стран н целых континентов;
б) отд. линии (или направления) путей сообщения с их сферами тяготения; пригородные
сети и сферы тяготения крупных городов; узлы и порты с их сферами тяготения;
в) внутр. размещение трансп. сооружений и устройств в узлах и портах, трансп.
системы городов и предприятий. В результате исследования трансп. систем сов.
учёные разработали типологию стран и районов, учитывающую социально-экономич.
структуру, объём, состав и географию перевозок, густоту трансп. сети и степень
обслуженности ими населения и х-ва, соотношение видов транспорта и уровень
их развития.


В
социалистич. странах по густоте трансп. сети, уровню технич. оснащённости
различных видов транспорта и величине грузопотоков выделяются 3 типа трансп.
систем: 1) СССР, 2) зарубежных социалистич. стран Европы, 3) социалистич.
стран Азии. В развитых капиталистич. странах принято различать:


1)
североамериканский тип трансп. систем и 2) западноевропейский (к последнему
приближаются трансп. системы Японии, ЮАР, Н. Зеландии и Австрал. Союза). При
многогранности и высоком уровне развития почти всех видов транспорта западноевроп.
тип характеризуется большей густотой ж.-д. и автодорожной сети и ж.-д. движения,
а североамериканский тип выделяется более высоким уровнем технич. оснащённости
и мощностью грузопотоков. В развивающихся странах выделяются два типа трансп.
систем: 1) с преобладанием ж.-д. транспорта, относительно густой трансп. сетью
и сравнительно значит, объёмом перевозок (Индия, Аргентина и др.) и 2) с преобладанием
автодорожного или речного транспорта, очень редкой трансп. сетью и малым объёмом
перевозок (Афганистан, большинство стран тропической Африки и др.).


Г.
т. обособилась в качестве самостоятельной ветви экономич. географии в 20 в.
Учёные капиталистич. стран часто рассматривают её вместе с географией торговли
в рамках т. н. географии обращения. Основы Г. т. в СССР были заложены в трудах
Н. Н. Баранского, С. В. Бернштейн-Когана, Н. Н. Колосовского и Т. С. Хачатурова.
Исследования советских учёных по Г. т. получили отражение в ряде опубликованных
трудов по транспорту СССР (в частности, работы Е. Д. Ханукова, И. В. Никольского,
М. И. Галицкого, С. К. Данилова), заруб, стран и всего мира (работы Г. А.
Аграната, С. А. Выщнепольского, Л. И. Василевского и др.).


Из
зарубежных стран Г. т. наиболее развита в ГДР (Г. Сендлер, Г. Келлер, K. Клаус),
Польше (С. Березовский, Й. Залеский), Франции (Р. Клозье, А. Вигарье), ФРГ
(Э. Отремба), США (Э. Таафе, Э. Ульман), Великобритании (А. О. Делл, К. Сили),
Швеции (Г. Александерсон), Индии.


Лит.: Хачатуров Т. С., Размещение транспорта в капиталистических
странах и в СССР, М., 1939; Xануков Е. Д., Транспорт п размещение производства,
М., 1956; Никольский И. В., География транспорта СССР, М., 1960; Зарубежный
транспорт. (Капиталистические и развивающиеся страны). Справочник, М., 1966;
Василевский Л. И., Основные проблемы исследований по географии транспорта
капиталистических и экономически слаборазвитых стран, в сб.: Экономические
связи и транспорт, М., 1963 (Вопросы географии, № 61); е г о же, Транспортная
система США: сравнительный экономический анализ, в сб.: Соревнование двух
систем, М., 1963; Вышнепольский С. А., Мировые морские пути и судоходство,
2 изд., М., 1959; Галицкий М. И., Данилов С. К., Корнеев А. И., Экономическая
география транспорта СССР, М., 1965; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы
развития, М., 1967; Тенденции и перспективы развития транспорта и перевозок
США, М., 1968; Otremba E., Allgemeine Geographic des Welthandels und des Weltverkehrs,
Stuttg., [1957]; Ullman E. L., American commodity flow, Wash., 1957; Berezowski
St., Geografia transportu, Warsz., 1962; A1exandersson G. and Norstrom G.,
World shipping, an economic geography of ports and seaborne trade, N. Y.-
L. -Stockh., 1963; Сlоzier R., L'economie des transports terrestres (Rail,
route et eau). P., 1964 (Geographic
economique et sociale, t. 3, pt. 1); Vigarie A., La circulation maritime,
P., 1968 (Geographic economique et sociale, t. 3, pt. 2); Sealy K. R., The
geography of air transport, 3 ed., L., 1966; Zaleski J., Ogplna geografia
transportu morskiego w zarysie, Warsz., 1967; Jane's world railways, ed. H.Sampson,
L.,1968.


Л.И.Василевский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я