ГЕРАКЛИОН
(Herakleion),
город и порт в Греции на о. Крит; см. Ираклион.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Гераклит Эфесский
<ГЕРАКЛИТ style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Эфесский
(Herakleitos Ephesios) (p. ок. 544-540 до н. э.- г. смерти неизв.), древнегреческий
философ -материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектич. принципов
бытия и познания; написал не дошедшее до нас соч. О природе, от к-рого
сохранились лишь отрывки в соч. позднейших авторов. Стиль Г. отличается
поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас
загадочным их внутр. смысл, вследствие чего Г. ещё в древности был прозван
тёмным.
Г. принадлежал
к ионийской школе др.-греч. философии. Первоначалом сущего Г. считал
огонь, стихию, к-рая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой
и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения
в него возвращаются. Этот мировой огонь мерами вспыхивает и потухает, причём
мир, по Г., не создан никем из богов или людей.
Диалектика у
Г.- концепция непрерывного изменения, становления, к-рое мыслится в пределах
материального космоса и в основном является круговоротом веществ,
стихий - огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый
образ реки, в к-рую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она
всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из
одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся
противоположностей. Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро
и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что раздор есть
отец всего, царь всего. В понимание диалектики Г. входит и момент относительности
(относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел
и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного,
в пределах к-рого происходит борьба противоположностей.
В истории философии
наибольшие споры вызвало учение Г. о логосе, к-рый истолковывался
как бог, судьба, необходимость, вечность, мудрость, общее, закон и который
в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят
как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о
логосе у Г. совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания
Г. начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Г.- наилучшие свидетели, причём
глаза - более точные свидетели, чем уши. Однако только мышление, к-рое
обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т. е. к
знанию всего во всём.
Классики марксизма-ленинизма
выдвигали в философии Г. на первый план материализм и диалектику. Ленин
называл Г. ...одним из основоположников диалектики... (Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 29, с. 309).
Соч.: Переводы
фрагментов на рус. яз.: В. Нилендера, в кн.: Гераклит Эфесский, М., 1910
(с греческим текстом); А. О. Маковельского в его кн.: Досократики, ч. 1,
Казань, 1914, с. 147-80; Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 41 -
52.
Лит.: style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Дынник
М. А.. Диалектика Гераклита Эфесского, М., 1929; История философии, т.
1, М., 1957, с. 72-82; Л flee в А. Ф., История античной эстетики, М., 1963,
с. 345 - 90; Кессиди Ф. X., Философские и эстетические взгляды Гераклита
Эфесского, М., 1963; Ramnoux С., Vocabulaire et structures de pensee archaique
chez Heraclite, P., 1959; Wheelwright P h., Heraclitus, Princeton, 1959.
style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">А.Ф.Лосев.