ГЕРАСИМОВ
Сергей
Аполлинариевич [р. 21. 5(3. 6). 1906, Екатеринбург, ныне Свердловск], советский
кинорежиссёр, актёр, кинодраматург, кинотеоретик, нар. арт. СССР (1948),
доктор искусствоведения (1967). Чл. КПСС с 1943. В 1928 окончил Ленинградский
институт сценического искусства. Работу в кино начал в 1924 как актёр мастерской
ФЭКС (Фабрика эксцентрич. актёра). Режиссёрское мастерство Г. впервые ярко
проявилось в фильмах Семеро смелых (1936), Комсомольск (1938), Учитель
(1939), в к-рых осн. внимание сосредоточено на художеств, исследовании
духовного мира сов. молодёжи, воспитанной социалистич. обществом. Г. показал
подлинную героику, высокую красоту и поэзию повседневного творческого,
созидательного труда сов. людей. Отталкиваясь от опыта художеств, прозы,
используя её законы в своём творчестве, режиссёр особенно тяготеет к форме
киноромана. Уже в первых своих фильмах Г. выступил последовательным режиссёром-педагогом,
большое внимание уделяющим работе с актёрами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
В 1941 к 100-летию
со дня смерти М. Ю. Лермонтова Г. поставил фильм Маскарад (по одноимённой
драме; играл роль Неизвестного). В этом фильме, полемизируя с традиционной
мелодраматич. трактовкой пьесы, режиссёр с большой эмоциональной силой
показал трагедию незаурядной личности в обстановке самодержавной России
19 в., подчеркнул социально-критич. сторону драмы. В годы Великой Отечеств,
войны Г. был зам. пред. Комитета кинематографии по воен. хронике и директором
Центр, студии документальных фильмов. Создал фильмы Непобедимые (1943,
совм. с М. К. Калатозовым) и Большая земля (1944). В фильме Молодая гвардия
(1948, по роману А. А. Фадеева) режиссёр сочетал эпич. широту с глубоким
проникновением в психологию персонажей. Героич. пафос, яркие образы молодогвардейцев,
вдохновенно переданная патриотич. атмосфера борьбы против фашизма сделали
фильм одним из выдающихся произв. киноискусства. Крупным явлением в развитии
сов. кино стал фильм Тихий Дон (1957-58, по роману М. А. Шолохова). Образы
героев выдающегося сов. романа раскрыты режиссёром в сложности и богатстве
их социальной и психологич. характеристики. В 1962 поставил фильм Люди
и звери (играл роль Львова-Щербацкого), затем фильмы Журналист (1967) и
У озера (1970). Эти три картины объединены стремлением отразить современную
жизнь, в них ставятся проблемы, возникшие в послевоенном мире, фильмы показывают
рост нравственной взыскательности героев. Г.-автор сценариев почти всех
своих фильмов. С 1931 Г. ведёт пед. работу во ВГИКе, руководит объединённой
актёрско-режиссёрской мастерской (с 1946 - профессор). Деп. Верх. Совета
СССР 3-4-го созывов. Деп. Верх. Совета РСФСР 7-8-го созывов. Чл. Президиума
Сов. комитета защиты мира. Гос. пр. СССР (1941, 1949, 1951). Награждён
2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Со style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">ч.:
Комсомольск, в кн.: Кинга сценариев, М., 1938; Учитель, в сб.: Учитель,
Л., 1940; Лицо советского киноактёра, М., 1935; Жизнь, фильмы, споры, М.,
1971.
Лит.: style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Фрейлих
С., Искусство кинорежиссёра, М., 1954; Волянская Н., На уроках режиссуры
С. А. Герасимова, М., 1965.
style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Л. А. Парфёнов.