ГЕРАТСКАЯ ШКОЛА

ГЕРАТСКАЯ ШКОЛА , одна из
средневосточных школ миниатюры (гл. обр. иллюстрации в рукописной
книге), существовавшая в 15 в. в столице гос-ва Тимуридов - Герате.
Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской
рукописей (китабхана), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом.
Развитие гор. жизни и культуры феод. Герата создало необходимые предпосылки
для расцвета иск-ва миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом
единстве с монументальной живописью и прикладным иск-вом, приобретает небывалое
дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр
Г. ш. связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок
и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймлённые
сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растит, и геом. орнаментом,
образуют традиционный декоративный фон, на к-ром разворачивается действие.
Для Г. ш. характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные
локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты.
В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены
особенность художеств, формы Г. ш. и сила её воздействия.


Первый этап Г.
ш., преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14-15 вв., а также,
вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа), характеризуется
иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный неск. планами,
сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико,
фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным
построениям (Антология Байсункара, 1427, частное собр., Сеттиньяно; Гулистан
Саади, 1427, б-ка Честера Битти, Дублин; Хамсе Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград,
илл. см. т. 2, табл. XXXII). Исключение представляет парадный экземпляр
Шах-наме (1430, о-ка Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим
размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. Населённость
его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм
жестов предвосхищают расцвет Г. ш. в кон. 15 в., связанный с новаторским
творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную
декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая
наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты.
Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Косимом Али Бехзад
иллюстрировал рукопись Хамсе Низами (1494/ 1495, Брит, музей, Лондон),
считающуюся эталоном позднегератской школы, художники к-рой выработали
в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четв. 15
в. привлекают острые драматич. ситуации; усложнённые многоплановые пространств,
композиции часто выходят на поля страниц (илл. Бахрам Гур поражает дракона
из Хамсе Низами, 1493, Брит, музей) или неожиданно оказываются обрезанными
рамкой. Новаторский характер Г. ш. заключается в острой наблюдательности
художников, в правдивости деталей и гл. обр. в доминирующем интересе к
человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи
окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Г. ш. проявилось
в творчестве художников тебризской школы, мавераннахр-ской школы (Средняя
Азия) и моголъской школы.


Илл. см. на вклейке
к стр. 344-345.


style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Лит.: style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Всеобщая
история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 162-69; Акимушкин О. Ф., Иванов
А. А., Персидские миниатюры XIV-XVII вв., М., 1968; Gray В., Persian painting,
Gen., 1961; см. также лит. при ст. Афганистан.


style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">О. И. Галеркина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я