ГЕРБАРТ
, Хербарт
(Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольден-бург, - 14.8.1841,Гёттинген),
немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском ун-те.
Проф. ун-тов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809- 1833), где основал
при ун-те пед. семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене
(с 1833). Г. противостоял нем. классическому идеализму послекантовского
периода-философии И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля; отрицал творч. и
спонтанный характер сознания. По Г., основой философии является опыт,
а сама она должна заниматься обработкой понятий опыта для их выяснения
и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их
непригодность для опыта в случае противоречивости (Г. отрицал реальность
противоречий), метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика,
к-рая у Г. включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей.
Отталкиваясь от кантовского понятия вещи в себе и учения Лейбница о монадах,
Г. утверждал существование т. н. реалов- множества простых и неизменных
сущностей, благодаря различным взаимоотношениям к-рых возникает область
явлений или единичных вещей.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Г. явился основоположником
т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержат, эстетике
Гегеля. Прекрасное, по Г., заключается в формальных взаимоотношениях симметрии,
пропорций, ритма, гармонии и т. п., к-рые и являются источником эстетич.
удовольствия. Эстетич. идеи Г. были развиты Р. Циммерманом и Э. Гансликом.
Психологии, идеи
Г. оставили заметный след в истории психологии. Г. выступил против учения
о способностях как первичных и неразложимых духовных силах, поскольку оно
не может объяснить естественной истории души, т. е. закономерного формирования
психич. жизни человека. Г. первый попытался построить психологию как систематич.
науку, к-рая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте н математике.
Душа есть определённый реал, обладающий состояниями, к-рые суть представления.
Движение представлений составляет жизнь души. Представления, вытесненные
из сознания, сохраняют своё влияние на него. Они образуют область бессознательной
душевной деятельности (см. Бессознательное). Каждое новое явление
сознания находится под воздействием наличного запаса неосознаваемых представлений,
составляющих т. н. апперцептивную массу (см. Апперцепция). Из соотношения
представлений Г. пытался вывести все факты психич. деятельности, в т. ч.
волю, чувство и т. д. Это придало его учению крайний интеллектуализм.
Последователи
Г. (X. Штейнталь, М. Лацарус) распространили его теорию на объяснение ист.
развития при разработке этнич. психологии. Хотя Г. отрицал применимость
эксперимента в психологии, его идеи оказали влияние па создателей экспериментальной
психологии - Г. Фехнера, В. Вундта и др. В частности, Г.
подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления,
при к-рой оно перестаёт осознаваться. Его взгляд на бессознат. психику
сыграл роль в подготовке фрейдизма.
style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">В. А. Костеловский.
Филос. и психологич.
воззрения Г. сыграли важную роль в разработке его теории обучения: философия
указывает цели воспитания, психология - пути достижения этих целей. Гл.
цель воспитания, по Г.,- гармония воли с этич. идеалами и выработка многосторонних
интересов. Путями воспитания Г. считал управление детьми, воспитывающее
обучение, развивающее многосторонние интересы, и собственно нравств. воспитание.
Важнейшей дидактической задачей Г. считал развитие произвольного внимания.
Г. выдвинул концепцию
четырёх ступеней обучения, к-рые должны служить принципами построения каждого
урока: ясность - соответствующая первонач. ознакомлению с новым материалом
при широком использовании средств наглядности; ассоциация - установление
связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы;
система - выделение главного, выведение правил и законов; наконец, метод
- применение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений.
Абсолютизация и универсализация данной схемы приводила последователей Г.
к формализации процесса обучения. Средства нравств. воспитания - одобрение
и порицание, отвлечение от всего возбуждающего, соблюдение правил, выработка
религиозного чувства смирения и зависимости от высших сил. Осознание этих
идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и
незыблемость гос. устройства. С нравств. воспитанием у Г. тесно связано
управление, состоящее во внешнем дисциплинировании детей, в приучении их
к порядку. Средства управления - надзор, приказание, запрещение, угроза,
наказание, а также умение занять ребёнка.
В педагогической
системе Г. получил отражение его политический консерватизм. Этим объясняется
большая популярность педагогики Г. в правительственных кругах многих стран
в 19 в.
Сочstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">.:
Samtliche Werke, Bd 1 - 19, Lpz.- style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Langensalza,
1882 -1912; в рус. пер.- Психология, СПБ.1895; Избр. педагогические сочинения,
т. 1, М., 1940.
style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Литstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">.: Ярошевскийstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">Мstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">. Гstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">., Историяstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">психологииstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">, Мstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">.,
1966; Fluge 1 style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Оstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">.,
Herbarts Lehre und Leben, 2 Aufl., Lpz.,1912; Fritzsch Th., J. F. Herbarts
Leben und Lehre, Lpz.- style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">Вstyle="mso-bidi-font-size: 10.0pt; mso-ansi-language: DE">.,
1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Munch., 1928; Zimmer H., Fuhrer
durch die deutsche Herbart-Literatur, Langensalza, 1910.
style="mso-bidi-font-size: 10.0pt">А. И. Пискунов.