ГЕРМАНЦЫ
древние,
обширная группа племён, принадлежавших к индоевропейской семье языков и
занимавших к 1 в. до н. э. терр. между ниж. Рейном и Вислой, Дунаем и Балт.
и Сев. морями и юж. Скандинавию.
В письм. источниках сведения
о Г. впервые встречаются у Питеаса из Массилии (4 в. до н. э.), но лишь
Юлий Цезарь (1 в. до н. э.) увидел в них особую этническую группу, отличную
от кельтов.
Первые контакты между Г.
и Римом относятся к концу 2 в. до н. э. (вторжение кимвров и тевтонов).
В 58 до н. э. Цезарь нанёс поражение свевам во главе с Ариовистом,
а в 55 отбросил за Рейн узипетов и тенктеров. В 1 в. до н. э. римлянам
удалось поставить под свою номинальную зависимость Г., живших к В. от Рейна
(вплоть до Везера), но с 1 в. н. э. в результате восстания херусков и
др. герм, племён Рейн и Дунай
стали границей между рим. владениями и владениями Г.; от ср. Рейна до верх.
Дуная был выстроен рим. пограничный вал (limes roraanus).
По географич. признаку Г.
делились на племена, жившие между Рейном, Майном и Везером (батавы, бруктеры,
ха-мавы, хатты, убии и др.), на побережье Сев. м. (хавки, англы,
варины, фризы), от ср. и верх. Эльбы до Одера (свевы, маркоманны,
квады, лангобарды, сем-ноны), между Одером и Вислой (вандалы, бургунды,
готы), в Скандинавии (свионы, гауты).
В 1 в. до н. э. Г. жили родовым
строем. Для ряда герм, племён (особенно в Сев. Германии и Ютландии)
характерны уже прочная оседлость и первенствующее значение земледелия.
Нек-рые племена ещё не осели окончательно, особенно важную роль в их х-ве
играло скотоводство. В земледелии господствовала переложная система. В
первые века н. э. уже применялся плуг с жел. лемехом. Г. выращивали ячмень,
рожь, овёс, возможно пшеницу, нек-рые овощи, а также лён, коноплю, вайду.
В Сев. Германии из руды добывалось железо. Имелись медные и серебряные
рудники. Г. известны были ткачество, гончарное дело. Существовал обмен
как между германскими племенами, так и с соседними странами.
В 1 в. до н. э. основной
хоз. единицей у Г. была родовая община. Частная собственность на землю
отсутствовала. Члены общины совместно обрабатывали землю, к-рая ежегодно
подвергалась переделу (между родами). В 1 в. н. э. (как можно судить
по данным Тацита) у Г. появилась земледельч. община. Собственность
на землю оставалась коллективной, но х-во велось теперь отд. семьями ("большими
семьями"). Периодически происходили переделы земли. Все члены общины
совместно пользовались неподелёнными угодьями. Г. жили деревнями или хуторами.
Они строили бур-ги (городища), служившие убежищами во время войны.
Гл. роль в произ-ве играли свободные общинники, к-рые имели равные права
и обязанности (владения землёй, ношения оружия, участия в ополчении, посещения
нар. собраний и т. д.). Но социальная дифференциация уже зарождалась.
Существовало рабство патриархального типа. Гл. источником его была война.
Из общей массы свободных начала выделяться родовая знать, в руках к-рой
сосредоточивалось более значит, движимое имущество (рабы, скот и др.),
а затем и большее количество земли, чем у остальных свободных. Вожди и
знатные люди имели дружинников. Война, к-рая стала постоянным промыслом,
играла большую роль в накоплении богатств. Знатные отличались от рядовых
свободных одеждой и вооружением. Гл. социальным противоречием, зарождавшимся
у Г., было противоречие между знатью и рядовыми общинниками. Начали возникать
союзы племён, но они носили неустойчивый характер. Верховная власть в племени
принадлежала нар. собранию, к-рое решало вопросы войны и мира и др. важные
дела, избирало старейшин и воен. вождей племени, творило суд. Старейшина
племени руководил ходом нар. собрания, ведал внеш. сношениями. Он получал
часть суд. штрафов в свою пользу, а также добровольные дары от населения.
Воен. вождь командовал ополчением во время войны. Он в большинстве случаев
избирался из круга знатных семей. У нек-рых герм, племён к началу н. э.
существовала королев, власть. Король с функциями и правами старейшины сочетал
власть воен. вождя. Власть короля была ограничена нар. собранием и советом
старейшин. Короли избирались всеми свободными, но из ограниченного круга
знатных родов. В отд. случаях возникали зачатки наследств, королев, власти.
Рядовые общинники продолжали участвовать в обществ. управлении: нар. собрание
играло ещё важнейшую роль в жизни племени и рода, но, помимо нар. собрания,
большое значение приобрёл совет старейшин, решающее влияние в к-ром имела
родовая знать; в воен. деле гл. значение сохраняло ополчение всего племени
(хотя роль дружин возрастала).
В 3-4 вв. у Г. заметен рост
производит, сил. Применение плуга с жел. лемехом, колёсного плуга с широким
ножом и отвальной доской стало почти повсеместным. Расширилась площадь
обрабатываемых земель за счёт лесов. Предметы вооружения (шлемы и др.)
и металлич. утварь свидетельствуют о значит, повышении искусства обработки
металлов. Вошёл в употребление гончарный круг. Расширилась торговля с Римом.
Отдельные герм, племена поступали на службу к Риму в качестве федератов
или селились на рим. границе в качестве летов. У Г. произошла перегруппировка
племён и возникли новые племенные союзы, к-рые носили более устойчивый
характер, чем прежде: союзы алеманнов, саксов, франков, готов и
др. Рост производит, сил вёл к усилению имуществ. дифференциации и к постепенному
разложению родового строя. У Г. усиливались наследств, королев, власть
и наследств, знать, ослабевало значение нар. собрания, возникали зачатки
гос. власти. Установление более тесных контактов между Г. и Рим. империей,
в свою очередь, ускоряло процесс разложения родового строя у Г. Во 2-3
вв. Г. усилили натиск на границы Рим. империи. Во 2-й пол. 2 в. происходила
маркоманская война. Затем алеманны и бургунды, обитавшие прежде
к В. от Эльбы, придвинулись к Рейну. В 3 в. алеманны захватили т. н. декумат-ные
поля (земли между Рейном, Дунаем и Неккаром). Готам Рим уступил
в кон. 3 в. Дакию. В 4-6 вв. Г. сыграли важнейшую роль в т. н. Великом
переселении народов, одним из результатов к-рого явилось образование
варварских королевств Г. на терр. Зап. Рим. империи. Взаимодействие обществ,
отношений Г. с отношениями разлагавшегося рим. рабовла-дельч. об-ва имело
важное значение для развития феодализма в ряде стран Зап. Европы. Герм,
племена составили основу в формировании (этногенезе) ряда совр.
зап.-европ. народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев
и нек-рых др.; германские языки стали яз. мн. народов Европы.
Источниками изучения культуры
Г. являются гл. обр. античные авторы, ар-хеологич., а также письм. памятники
раннего средневековья (варварские правды, эпос и др.), в к-рых отражены
пережитки духовной жизни предшеств. периода. У Г. существовало устное лит.
творчество. Наибольшее значение имел героич. эпос, о к-ром сообщает
уже Тацит, имелись также рабочие, свадебные, погребальные и боевые песни.
Отношения внутри племени регулировались обычаем. Правовая традиция, к-рой
пользовались на судебных собраниях, по-видимому, фиксировалась в стихотворной
форме. Уже в начале н. э. (а может быть, и ранее) у Г. существовали
письмена - руны, к-рые первоначально использовались лишь для магических
и культовых целей. Для религиозных представлений Г. характерны почитание
сил природы (огня, небесных светил), олицетворение их в виде богов
(Вотан, Доннар, Циу). Нек-рые божества носили племенной характер,
и поклонение им было локально ограничено. На сев. побережье Германии, напр.,
ряд племён почитал богиню
Нерту. Согласно Тациту, Г . делали попытки составить генеалогию богов -
прародителей отдельных племён; прародителем трёх осн. групп герм, племён,
упоминаемых Тацитом,- ингвеонов, иствеонов и эрминонов - считался первый
человек - Манн, сын бога Туисто, рождённого верховной богиней-матерью-землёй.
Существовала вера в загробную жизнь, о чём свидетельствуют наличие оружия
и предметов обихода в погребениях и культ предков. Во 2-й пол. 3-4 вв.
обычай сожжения трупов умерших уступает место их захоронению. Г. приносили
жертвы богам (людьми и животными). У них имелись жрецы и предсказательницы.
В источниках упоминаются особые места культа - священные рощи, но храмов,
очевидно, не было.
В соответствии со сдвигами
в социальных отношениях, связанными с процессом разложения родового строя,
и воздействием античной цивилизации духовная культура Г. в 4-5 вв. претерпевает
изменения. Они выражаются в распространении христианства (у вестготов в
4 в., у бургундов и франков в 5 в. и т. д.), появлении собственной письменности
(у вестготов в 4 в.), записи права (см. Варварские правды) и др.
Наступает расцвет искусства
Г. "Филигранный стиль" изделий из золота со сканью и зернью сменился с
4 в. "по-лихромным стилем", распространявшимся гл. обр. готами; золотые
изделия (часто в виде птиц или цикад) инкрустировались шлифованными альмандинами
или гранатами, цветным стеклом или эмалью, золотые перегородки составляли
красивый узор. В сер. 6 в. наступило господство "звериного стиля", всё
более сложного плетения орнаментальных мотивов, среди к-рых различимы причудливые
очертания фантастич. животных и птиц. Изобразит, иск-во было слабо развито
и представлено несколькими рельефными изображениями божеств (4- 7 вв.).
У Г. известны как хижины, так и дома на каркасе из вертикальных столбов,
позже рубленые. Брусья, балки, колонки украшались резьбой и росписью.
Источи.: Древние германцы.
Сб. документов под ред. А. Д. Удальцова, М., 1937.
Лит.: Энгельс Ф.,К
истории древних германцев, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его
же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т.
21; Грацианский Н. П., К вопросу об аграрных отношениях древних германцев
времени Цезаря, в его кн.: Из социально-экономической истории западноевропейского
средневековья, М., 1960; Неусыхин А., Роль земледелия в хозяйственной жизни
древних германцев, "Уч. зап. Ин-та истории Российской ассоциации научно-исследовательских
институтов общественных наук ", 1927, т. 2; е г о же, Военные союзы германских
племён около начала н. э., там же, 1929, т. 3; Удальцов А. Д., Родовой
строй у древних германцев, в кн.: Из истории западноевропейского феодализма,
М. - Л., 1934 ("Известия Гос. Академии истории материальной культуры",
в. 107); Nоrdеn Е., Alt-Germanien Volker- und Namenge-schichtliche Untersuchungen,
Lpz.- В., 1934; Otto К. Н., Deutschland in der Epoche der Urgesellschaft...,
В., 1960; Walser G., Caesar und die Germanen, Wiesbaden, 1956; Piсtоn R.,
Early German art and its origins..., L., [1939]; Ноlmqvist W., Germanic
art during the first millenium A. D., Stockh., 1955. A. P. Корсунский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я