ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОЛГИЯ

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОЛГИЯ одна
из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й пол. 20 в., выдвинувшая в
качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности
при анализе сложных психич. явлений. Возникновение Г. связано с общим кризисом
механистич. мировоззрения на рубеже 19-20 вв. и ассоциативной психологии
как специфич. формы этого мировоззрения в психологич. науке. Термин чгештальт
(нем. Gestalt -целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому
Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом качестве формы, привносимом
сознанием в восприятие элементов сложного пространств, образа. В области
философии наибольшее влияние на представителей Г. оказали системы Ф. Брентано
и
Э. Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности
сознания как выражении его целостности и внутр. активности.

Непосредств.
начало Г. положено проведённым М. Вертхеймером (Германия, 1912)
исследованием т. н. стробоскопического движения (см. Стробоскопический
эффект).
Он же вместе с нем. психологами В. Кёлером и К. Коффкой
основал
в 1921 журнал Психологические исследования (Psychologische Forsc-hung)-
орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретич. манифест.
Первые экспериментальные исследования Г. посвящены анализу восприятия и
позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (напр., соотношение
фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены
на изучение мышления, к-рое трактовалось как процесс последоват. применения
различных структур видения (гештальтов) к структуре проблемной ситуации,
в к-рой возникла задача. Согласно Г., в случае совпадения этих структур
наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решённой.
Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур,
было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления,
но и наличие соответствующих им физиоло-гич. и физич. гештальтов (Кёлер,
1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем
не получили развития.

В
дальнейших экспериментальных исследованиях мышления, чрезвычайно искусных
в методич. плане (К. Дункер - Германия, Н. Майер - США и др.), была показана
зависимость процессов мышления от используемых средств, обществ.-исторических
по своей природе. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных
принципов Г. и резко подчеркнуло ограниченность данной концепции, предопределив
её распад в предвоенные годы.

Ещё
одно направление Г. посвящено изучению личности и связано с работами К.
Левина
(Германия,
затем США) и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление
о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования
(см. Топологическая психология).

Как
целостная психологич. концепция Г. не выдержала испытания временем. Её
слабыми пунктами оказались неисто-рич. понимание психики, преувеличение
роли формы в психич. деятельности и связанные с этим элементы идеализма
в фи-лос. основаниях. Однако серьёзные достижения Г. как в изучении восприятия,
мышления и личности, так и в общей анти-механистич. ориентации психологии
были восприняты в последующем развитии психологии.

Лит.: Кёлер
В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с англ., М.,
1930; К о ф ф к а К., Основы психического развития, пер. с нем., М.- Л.,1328

1934;
Анцыферова Л. И., Гештальт-психология, в кн.: Современная психология в
капиталистических странах. М., 1963; Психология мышления, М., 1965; Я р
о ш е в-ский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; We г t h е i
m е г М., Experi-mentelle Studien uber das Sehen von Bewe-gungen, Zeitschrift
fur Psychologic und Physiologic der Sinnesorgane, 1910 -11, Abt. 1, Bd
61; его же, Productive thinking, N.Y.- L., 1945; Kohler W., Gestalt psychology,
N. Y., 1929; К о f f k a K., Principles of ges-talt psychology, N. Y.,
1935. Н. Г. Алексеев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я