ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ способ
перемещения твёрдых материалов потоком воды. Г. т. применяется при гидромеханизации
земляных и горных работ, возведении земляных сооружений (плотин, дамб и
др.), для удаления шлаков и золы из крупных котельных, для транспортировки
полезных ископаемых и удаления отходов их обогащения, для перемещения различных
материалов (щепы и бум. массы, сырья сах. и спиртовых заводов и т. д.).


Г. т. подразделяется на безнапорный
и напорный. При безнапорном Г. т. гидросмесь, перемещаясь по наклонным
желобам (лоткам) и частично заполненным трубам, имеет свободную поверхность,
на к-рой давление равно атмосферному; при напорном Г. т. гидросмесь в трубопроводах
находится под избыточным давлением. Это давление создаётся насосами (напр.,
буровой насос, углесос и др.). Иногда для Г. т. достаточно давления, возникающего
из-за разности отметок начала и конца трубопровода (напр., при транспортировке
породы в шахту для закладки выработанного пространства). Г. т. осуществляется
только при скоростях движения гидросмеси не менее нек-рой минимальной величины,
называемой критической. В зависимости от плотности и размера транспортируемых
частиц, концентрации гидросмеси и диаметра трубопровода величина критич.
скорости изменяется от 1,5-2 до 4-5 м/сек. При этих скоростяхмелкие и лёгкие
частицы транспортируются во взвешенном состоянии, средние - прерывистым
взвешиванием, а наиболее крупные и тяжёлые - волочением и качением по нижней
стенке трубопровода. Только для высококонцентриров. гидросмесей из мельчайших
частиц глины, мела, торфа, угля и т. п. Г. т. осуществляется даже при весьма
малых скоростях. Такие гидросмеси, подобно коллоидам, обладают особыми
свойствами: частицы в них удерживаются во взвешенном состоянии даже в состоянии
покоя. Напорный Г. т. позволяет перемещать грузы на большие расстояния
(напр., в США уголь этим способом транспортируется на 173 км, руда - на
115 км).


Расчёт Г. т. обычно сводится
к определению диаметра трубопровода (по заданной производительности и величине
критич. скорости), концентрации твёрдого в гидросмеси и гидравлич. сопротивлений.
Гидравлич. сопротивления и гидроабразивный износ трубопровода резко снижаются
при уменьшении размера транспортируемых частиц менее 1-3 мм, поэтому область
применения Г. т. на значит, расстояния обычно ограничивается частицами
этого размера.


Достоинства Г. т.- высокая
производительность, возможность транспортирования на большие расстояния
и полной автоматизации, невысокие эксплуатац. расходы, возможность совмещения
транспортирования с др. технологич. процессами (гидравлич. разрушением,
обогащением и промывкой материала). К недостаткам Г. т. относятся значит,
расход воды и электроэнергии, износ трубопроводов и насосов при транспортировке
абразивных материалов, а в ряде случаев- измельчение и размокание транспортируемых
материалов и необходимость их последующего обезвоживания.


Лит.: Hурок Г. А., Технология
и проектирование гидромеханизации горных работ, M., 1965. В. В. Трайнис.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я