ГИДРОПРИВОД МАШИН
совокупность
источника энергии и устройства для её преобразования и транспортировки
посредством жидкости к приводимой машине. Осн. целью применения Г. м. является
получение требуемой зависимости скорости приводимой машины от нагрузки,
в ряде случаев использование гидропривода позволяет получать и др. эксплуатационные
преимущества: рациональнее расположить оборудование, более полно использовать
мощность двигателя, снизить ударные нагрузки в системе и т. д. В качестве
источника энергии могут использоваться электрич. или тепловой двигатель,
жидкость под давлением и др. Соответственно Г. м. называют гидроэлектроприводом,
паро- (газо-) турбогид-роприводом и т. д. В зависимости от вида гидропередачи,
т. е. устройства, транспортирующего и преобразующего энергию, различают
гидростатич. (объёмный), гидродинамический и смешанный приводы (см. Гидропередача
объёмная, Гидродинамическая передача).
Схема
гидропривода легкового автомобиля: 1 - гидротрансформатор; 2 - распределитель;
3 - предохранительный клапан; 4 - клапан переключения насосов;
5 - гидроаккумулятор; 6 - сцепление; 7 - цилиндры ленточных
тормозов; 8 - ленточные тормоза; 9 - резервуар; 10 - насосы;
11 - клапаны; 12 - маслоохладитель; 13 - вакуумный модулятор.
Объёмный
Г. м. позволяет с высокой точностью поддерживать или изменять скорость
машины при произвольном нагружении, осуществлять слежение - точно воспроизводить
заданные режимы вращат. или возвратно-посту-пат. движения, усиливая одновременно
управляющее воздействие. Наиболее широко объёмный Г. м. применяется в металлорежущих
станках, прессах, в системах управления летат. аппаратов, судов, тяжёлых
автомобилей, в системах автоматич. управления и регулирования тепловых
двигателей, гидротурбин. Реже объёмный Г. м. используется в качестве гл.
приводов транспортных установок на автомобилях, кранах.
Динамический
Г. м. позволяет осуществлять только вращат. движение. В приводах этого
вида частота вращения ведущего вала автоматически меняется с изменением
нагрузки, что делает их особо пригодными для трансп. установок: скорость
экипажа автоматически меняется в зависимости от сопротивления движению.
На судах Г. м. используют для привода винтов. Находят применение динамич.
Г. м. и в стационарных установках: для привода питат. насосов ТЭЦ, шахтных
подъёмных машин, вентиляторов и т. п. В этих случаях на них возлагаются
те же задачи, что и на объёмный Г. м.- программное изменение скорости приводимой
машины.
Примером
смешанного Г. м. может служить привод отд. конструкций штамповочных прессов,
в к-рых энергия от электродвигателя забирается центробежным насосом, подающим
жидкость в гидравлич. цилиндр, к-рый приводит в движение рабочий инструмент
пресса. Возможны и др. комбинации. Напр., в Г. м., используемом для запуска
газовых турбин, энергия сжатого газа в гидроаккумуляторе сообщается жидкости,
к-рая подаётся к гидротурбине, раскручивающей запускаемый тепловой двигатель.
На
рис. дана схема гидропривода легкового автомобиля, включающего в себя гидродинамич.
передачу (гидротрансформатор) и объёмный Г. м. для управления сцеплением,
ленточными тормозами, заполнением гидротрансформатора. Прямая или понижающая
передача устанавливается распределителем - объёмным Г. м., соединённым
с рычагом.
Объёмные
Г. м. строятся на мощности до 5000 кет, однако осн. масса этих устройств
имеет мощность 5-15 кет', известны самолётные Г. м. с частотой вращения
до 18 000 об/мин, однако более распространены Г. м. с частотой вращения
до 1000 об/мин. Дннамич. Г. м. работают с частотой вращения до 35
000 об/мин (хотя известны Г. м. и на 300 об/мин), ограничений
по передаваемой мощности практически нет (известны установки на 18 000
кет и более, наибольшее число построенных Г. м. - автомобильные
агрегаты, их мощность до 400 кет).
Лит. см.
при ст. Гидродинамическая передача, Гидропередача объёмная.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я