ГИДРОСАЛЬПИНКС

ГИДРОСАЛЬПИНКС (от
гидро... и греч. salpinx - труба), скопление в маточной трубе женщин
прозрачной жидкости бледно-жёлтого цвета (транссудата) вследствие нарушения
в трубе крово- и лимфообращения при её воспалении - сальпингите (см. Салъпингоофорит).





ГИДРОСАМОЛЁТ, самолёт, способный
базироваться, производить взлёт и посадку на водной поверхности. Общие
принципы аэродинамич. и конструктивной компоновки Г. такие же, как и у
сухопутного самолёта, но дополнительно Г. удовлетворяет специфич. требованиям
эксплуатации (остойчивость на плаву, устойчивость пробега и разбега, способность
маневрирования на водной поверхности и др.). При нахождении на плаву вес
Г. полностью воспринимается гидроста-тич. подъёмной силой (водоизмещением
его корпуса), в процессе разбега - подъёмной силой глиссирующей поверхности
днища его корпуса и аэродинамической подъёмной силой крыла, которая при
достижении взлётной скорости обеспечивает отрыв Г. от водной поверхности.
Профилированные обводы днища корпуса Г. создают гидродинамич. подъёмную
силу, обусловливают устойчивость бега, достижение минимальных перегрузки
и брызгообразования (при разбеге и пробеге Г. ). Наличие на днище корпуса
Г. поперечного уступа - редана способствует отрыву Г. от водной поверхности
на предвзлётных скоростях. Опыт применения подводных крыльев (сов. Г. Бе-8)
в качестве взлётно-посадочных устройств Г. показал значит, упрощение пилотирования
при взлёте и посадке.

Г.
обычно строят по двум конструктивным схемам: в виде летающей лодки, в корпусе
к-рой располагаются экипаж, пассажиры и установлено необходимое навигационно-пилотажное
оборудование, и в виде обычного сухопутного самолёта, имеющего шасси с
поплавками. Боковую остойчивость летающей лодки на плаву обеспечивают подкрыльные
поплавки или жабры (обтекаемые водоизмещающие ёмкости), прикреплённые по
бокам корпуса лодки. Г. с взлётно-посадочным устройством в виде сочетания
колёсного шасси и лодки или поплавков (самолёт-амфибия) может базироваться
как на акваториях, так и на сухопутных аэродромах.

В
России первый Г. поплавкового типа был создан в 1911 Я. М. Гаккелем.
Этот Г. был отмечен на Междунар. авиационной выставке в 1911 большой
серебряной медалью. Приоритет в создании летающей лодки (1911) принадлежит
О. С. Ко-стовичу. Первые летающие лодки в России (М-1, М-4,М-9) были построены
в 1913- 1915 под рук. Д. П. Григоровича. После Великой Октябрьской социалистической
революции над созданием Г. для авиации военно-мор. флота и гражд. авиации
СССР работали авиаконструкторы Д. П. Григорович, А. Н. Туполев (МК-1, установленные
на поплавки самолёты ТБ-1 и Р - 6), Г. М. Бериев (морской ближний разведчик
МБР-2, морской пассажирский Г. МП-1; корабельные ката-пультные Г. Бе-2
и Бе-4; патрульная летающая лодка Бе-6; реактивный Г. Бе-10 и турбовинтовой
самолёт-амфибия М-12), И.В.Четвериков (Че-2), В. Б. Шав-ров (самолёт-амфибия
Ш-2) и др. За рубежом строительством Г. занимались авиац. фирмы во Франции,
США, Великобритании, Германии, Италии и Японии. На Г. Бе-10 в 1961 сов.
лётчиками Н. И. Андриевским и Г. И. Бурьяновым установлено 12 междунар.
рекордов, в т. ч. скорости полёта (912 км/ч), высоты полёта (14
962 м) и грузоподъёмности (15 206 кг). Дальнейшее развитие идёт
по пути создания Г. различного назначения: для гру-зо-пассажирских перевозок
в районах, изобилующих акваториями, для разведки рыбы, спасат. работ на
море, тушения лесных пожаров и др.

Лит.: Самсонов
П. Д., Проектирование и конструкции гидросамолётов, М. -Л., 1936; Косоуров
К. Ф., Теоретические основы гидроавиации, М., 1961; Шавров В. Б., История
конструкций самолётов в СССР, М., 1969. Г. М. Борисе.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я